(Начало
Философско-академический супрематизм
Этот этап длился примерно десять лет. В это время Малевич практически не писал картин, отдавая все силы сочинительству,
В его понимании революция была той нуль-точкой, в которой завершается старый и начинается Новый мир. Мир, который он уже строил в своих супрематических полотнах. По своей сути и своему духу Малевич был революционером-романтиком со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами.
Мечта быстро сбылась: уже в 1918 году открылся первый Музей
На выставке он представил все лучшие работы: от
Витебский период оказался для супрематиста одним из самых плодотворных. В послереволюционном Витебске сложилась к тому времени совершенно уникальная ситуация, позднее получившая название витебского ренессанса.
Марк Шагал, Эль Лисицкий,
Здесь он напишет самое главное свое философское сочинение «Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой», закончив его накануне отъезда из города в феврале 1922. По приезду в Витебск, Казимир Северинович стал руководить мастерской в том самом училище, собрав вокруг себя самых талантливых последователей и
Он был очень требовательным преподавателем, считая, что кроме освоения уже известных техник, ученик должен проявлять самостоятельность и предъявлять нечто новое. Поэтому в Витебске его многие не любили и у него было немало врагов.
Это сопровождалось агрессивной нетерпимостью по отношению к другим идеям, в частности, ходит легенда, что Марк Шагал вынужден был уехать из Витебска именно из-за трений с Малевичем. И с Татлиным у него отношения не складывались - тоже по идеологическим соображениям.
Малевич стремился внедрить свое Учение в жизнь всего Человечества, отказывая в этом всем остальным. В своей главной книге "Мир как беспредметность" он оппонирует Шопенгауэру, считая, что воля – это агрессия, а надо строить мир на основе любви и познавать не истину, а единство и целостность.
А практически ориентированная культура не может быть истинной, поскольку в ее основании лежит ошибка, именуемая прогрессом.
Этот диагноз, поставленный Малевичем всему человечеству, лечится супрематизмом, беспредметностью. Супрематист - это врач, который должен помочь человечеству осознать свою болезнь, проснуться от сна и иллюзий, от видимой предметности и выйти в Бытие, обнаружить себя в Нём. Главное – это чувства, освобожденные от предметности. В этом – пафос его главного
В 1924 году художника назначают директором института художественной культуры (ГИНХУКа), но через два года его закрывают. На следующий год Казимиру Малевичу разрешают выезд за границу со своими картинами - в Польшу и Берлин. Супрематические полотна за границей встречают очень тепло и даже восторженно.
Но вскоре его вызывают обратно, Малевич срочно пишет на случай своей смерти завещание и оставляет все (около семидесяти) вывезенные картины и книги в Берлине на попечении архитектора Херинга, сохранившего их почти полностью, и возвращается в Россию. После войны картины будут проданы в Амстердамский музей, но пятнадцать картин из коллекции исчезнут бесследно.
Постсупрематизм или Послесловие
Тогда же он написал третий Черный квадрат, т.к. прежний, 1915 года, находился в неудовлетворительном состоянии. В этот год Малевича назначают наркомом отдела изобразительного искусства, но это не спасает его от второго ареста в 1930-м. Теперь его обвиняют в антисоветской пропаганде.
Постепенно художник возвращается к фигуративной живописи, отказываясь от «блаженного чувства освобождающей беспредметности», от анонимности ликов, ярких плоскостей и пишет неподвижные застывшие фигуры, лишенные полета, с вполне конкретными лицами.
Малевич решает встать на службу социалистического общества и начинает создавать утилитарно-полезные вещи – дизайн чашек, тканей, одежды, делать то, против чего он выступал в своей главной книге. В 1933 году у художника диагностируют рак предстательной железы, а на следующий год соцреализм официально становится идеологией советского искусства.
Малевич болел тяжело и заканчивал жизнь в нищете. Скончался он в мае 1935, завещая похоронить себя в гробу собственного дизайна. На крышке гроба был его любимый
На могиле с прахом установили памятник с красным квадратом, но в военное время могила была утрачена, а смерть Казимира Малевича означала конец всей эпохи
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Пьер Абеляр. У времени в плену...
- Уильям Блейк: "жалкий безумец"
- Григорий Померанц. Избранные цитаты
- Пифагор: легенды и притчи
- Живущий в уединении
- Блёз Паскаль и его философия
- Спиноза. Часть 1
- Макс Эрнст
- Рене Генон. Рыцарь Традиции
- Древнекитайская философия
Не согласна Черный квадрат — это не про живопись, а про концепцию искусства. Поэтому рассматривать там действительно нечего. Там надо включать мозги. А поскольку многие, приходя в картинные галереи, вовсе не рассчитывают на то, что от них потребуется интеллектуальные усилия вместо потребления красивых картинок с женщинами и природой, то и уходят они разочарованными. Так случилось со всем русским авангардом, в чей адрес до сих пор кидают комья грязи, обвиняя во всех смертных грехах. Вздох облегчения — это от оправдания собственного непонимания. Мальчик произнес «А король-то голый» и все дружно обрадовались тому, что их непонимание художника можно объяснить вот таким пошлым образом. Мальчику простительно, непростительно взрослым дядям и тетям.
В 1969 году, как лучший ученик, я был награжден бесплатной поездкой в Ленинград, где оказался в толпе взрослых людей, которые с умными лицами стояли и рассматривали картину Малевича «Черный квадрат»…Наконец я задал гиду вопрос, который был на языке у всех зрителей: «В чем ценность «Черного квадрата»?»…Почувствовался общий вздох облегчения, и все благодарно посмотрели на меня… К сожалению, философия абсурда необъяснима…
«Черный цвет – табу в живописи. Точка. Но Малевич превратил эту точку в запятую…»
____________________________________________________________
Как всегда, интересно! Не знала, что на черный цвет в живописи наложен запрет. В иконописи точно знаю, что его действительно не используют, заменяя темными цветами, но про живопись в обычном понимании — не предполагала. Это очень интересно и тогда то, что сделал Малевич — вдвойне революционно. Малевич «высосал» все мои силы. Очень сложный, тяжелый и глубокий художник!!! Для меня — точно. М.б. для другого — нет. Но судя по тому, что на тексты о нем очень мало откликов, делаю вывод, что многие его просто не понимают. Отсюда и раздражение, и неприятие, и замалчивание. Гораздо легче пропустить, отмахнуться, чтобы не забивать себе голову. Понимание его философии требует больших усилий, а без ее понимания невозможно понять и его живопись. Они взаимосвязаны и одно объясняет другое. Жаль, что он «изнемог» и «возвратился на пепелище», но выдержать такую нагрузку, прежде всего интеллектуальную (при том, что у него не было специального систематического образования ни в живописи, ни в философии), человеческому духу очень сложно. И, как оказалось, даже для Малевича это оказалось невозможным.
_________________________________________________________________
«Русский авангард уходил в подполье, набирая сил».
________________________________________________________________
После его смерти (1935 год) поле практически уже было зачищено. Правда, кое-что еще осталось для 37 года, но это были уже последние крохи. Из художников уже почти никого не осталось. Пожалуй, из авангардистов — только один Филонов, да еще его ученик Зальцман, но расцвет творчества Зальцмана придется уже на послевоенные годы. А Филонов доживал последние годы и тоже в нищете и голоде.
_________________________________________________________________
Но м.б. я и не права.
Конец русского авангарда !??
Вернемся к «квадрату». Он остается притчей во языцех и по сей день.
Вспоминаю художественную школу и простой опыт, который может повторить каждый.
Вырежем из журнала любую картинку ( квадратную) и ещё один такой же квадрат из белой бумаги. Закрасим их черным цветом и наклеим сии творения на светлый фон.
Получим «две разные черноты» — одна нейтральная, но другая почему-то беспокоит. Её разглядывают, вертят, пытаются заглянуть …Око не видит, а подсознание ощущает…конфликт восприятия!
Черный цвет – табу в живописи. Точка. Но Малевич превратил эту точку в запятую…
Открылись доселе необыкновенные перспективы. И в психологии восприятия и в новых изобразительных методах…приблизился Новый мир.
Невиданный Новый мир!
За глухой стеной проявилась новая жизнь.
Но, тут «изнемог высокий Духа взлет…» сил на развитие направления у Малевича уже не было.
Он «возвращается на пепелище» и даже пытается что-то рисовать, но…
А тем временем:
Русский авангард уходил в подполье, набирая сил.
— Конец? – нет, ещё не конец! ( И – цзин)