Пятого ноября 2016 года в православных храмах будет совершаться осеннее поминовение усопших, которое называется
В Белоруссии осеннее поминовение называется Дзяды (Деды), в Литве – Осенины или Дедины, у латышей – Велли, в честь богини Веллоны, а в Вятской, Ярославской, Нижегородской и Костромской областях – Дединами. Осеннее поминовение усопших стоит симметрично весеннему поминовению, известному как
Древний кельтский праздник
Многие, особенно люди церковные, осуждают такое заимствование, но я не вижу в этом никакого криминала, т.к. и Новый год с его елочками, игрушками и подарками тоже когда-то принес Петр I с запада. Но сегодня будем говорить о наших традициях осеннего поминовения усопших.
Как и накануне битвы старец благословил князя, так и сейчас он отслужил молебен по всем убиенным и посоветовал совершать такие молебны и панихиды впредь в субботы перед празднованием дня памяти храброго воина Дмитрия из Солуни, который отмечается восьмого ноября (26 октября по с.с.). И поминать в этот день не только воинов, падших на поле Куликовом, но и вообще всех павшие за Отечество наше.
В истории России это было первое Вселенское поминовение по убиенным воинам, но не последнее. В XVI веке Иоанн Грозный в 1547 году, после похода на Казань, обернувшегося большими потерями, также повелел совершать поминовение по всем убиенным в этом походе воинам. В нем погибло очень много, т.к. сначала зима выдалась лютой и люди застывали от холода.
А потом наступила оттепель, лед не выдерживал груза тел и ломался. Войско тонуло в реке на глазах у Ивана Грозного. После этого похода Государь постановил составить поминальные списки (синодики) всех погибших воинов, петь по ним панихиды и служить литургии каждую сыропустную субботу, перед прощеным воскресеньем. Сейчас это Вселенское поминовение перенесено на мясопустную субботу.
После Ивана Грозного день поминовения погибших воинов устанавливает царевна Софья - на этот раз в память о погибших воинах в неудачном походе ее фаворита Василия Голицына против крымских татар (1686 г.). Тогда погибло белее двухсот тысяч воинов: татары встретили русское войско степными пожарами, в которых погиб весь корм для лошадей.
И тоже были составлены поминальные синодики, по которым во всех соборных храмах и монастырях служились панихиды и литургии. Несмотря на неудачу, своего любимого фаворита Василия Голицына царевна Софья объявила храбрым воином. Но неудача в конечном итоге стоила ей царской короны, а
В народе говорят, что с наступлением дедовой недели – Дмитровской – родители, наконец, получают отдых, имея в виду, что при наступлении осенней оттепели и им становится теплее, а когда наступают холода и подмораживает, усопшие начинают нуждаться в согревающих их поминальных трапезах. Отсюда - традиция жечь на могилах предков костры.
Осеннее поминовение дедов и воинов – одно из важнейших. В это время готовятся, как и всегда в поминальные дни, кутья, кисель, блины, пироги, пиво, которые считались обязательными блюдами в эти дни. Некоторые не ограничивались только этим, а варили яйца всмятку и молочную кашу, пекли калачи. После поминальной панихиды народ посещал кладбища и там устраивал поминальные трапезы, уверенные, что ее разделяют с ними и все усопшие.
Когда трапеза заканчивалась, извинялись: «Вы видите, наши родители, и не удивляйтесь: что имеем, то и несём». Почитается за грех, если кто не почтит память родителей поминальным кушаньем. Испив вина, забывают печаль и начинают веселье и разговоры. Именно этот обычай увековечен в поговорке:
«Начинают за упокой, а кончают за радость».
В эти дни особенно щедро угощают церковнослужителей, отчего пошла другая поговорка:
«Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота».
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Радуница. Пасха мертвых. Часть 2
- Ни хорошо, ни плохо. Притча
- Колодцы. Сакральные и метафизические смыслы
- Щедруха
- Вознесение по-народному
- Традиции похорон
- Поговорки о воде
- Вторые осенины - осенние святки
- Лирика русского романса. "Лучина"
- Есть на Волге утёс. Русская марсельеза
Это верно. Когда поминаешь, то все живы.
Надо помнить и поминать своих родных, тех, кто погиб, тех, кто дал нам жизнь. Хорошо бы и молодежь приобщать к этому, чтобы не жили иванами, не помнящими родства. Спасибо!
Собственно, хэллоуин и есть праздник всех святых. Поэтому я и не вижу ничего страшного в том, что об этом празднике узнает все больше людей. В православии другие традиции, потому что в Европе все-таки и климат другой, и теплее. У нас на могилы осенью редко кто ходит, а вот в храме всегда не протолкнуться. и так — в любой Вселенский родительский день, которых не один в году, а несколько. Про художника Коцебу никогда не слышала. Надо будет поинтересоваться его творчеством. Спасибо за память о них.
_________________________________________________________________
Так Вы, Лилли, живете в Германии? Я думала — в Эстонии. В Германии очень большая русская диаспора. В девяностые годы многие русские немцы уехали туда.
Странная у меня была реакция на Ваш комментарий: «Какое счастье, когда есть кого помянуть!» Я не знала ни бабушку, ни дедушку, а мама похоронена в другом городе, но пойду ее поминать в храм.
В Германии, к тому же, хотя и не во всех Землях, отмечают День Всех Святых — 1 Ноября. В Мюнхене, например, городские власти в этот день поминовения усопших, на кладбищах, где нашли последний покой люди, сделавшие в своей жизни для города много памятного, возлагают венки. Я по возможности посещаю в этот день могилу художника-баталиста Александра фон Коцебу и его супруги Шарлотты фон Коцебу, урожденной Крузенштерн и родившейся в Ревеле. Могилу мы с племянником совершенно случайно увидели на одном из городских кладбищ лет 10 назад, для нас это было чувственное открытие)), так как мы сами родом из Таллинна. А я «откопала» в сети даже родственника-потомка*художника, живущего в Баварии))), писала ему по электр.почте, но, увы, ответа так и не получила…)
В Землях же, где больше протестантов, отмечается Реформатионстаг — 31 октября
Пойду на кладбище помяну дедушку и бабушку: умерли осенью!