иконы «Спас Нерукотворный».
Эта икона известна верующим и имеет широкую иконографию по всему миру в разном исполнении, как православном, так и католическом.
В древние времена она была в каждом доме. Икона считается «написанной» Самим Господом на плате (убрусе). Существует
Первая, восточная, принятая в православии, рассказывает, что давным-давно сирийский царь Авгарь заболел страшной болезнью – проказой. Он послал своего художника Аннания к Иисусу Христу, чтобы нарисовать Его образ, приложившись к которому, царь излечится.
Но когда Аннаний пришел к Иисусу, то не смог Его запечатлеть, настолько лик Господа был светел и ярок.Тогда Иисус омыл Свое лицо и вытер платом (убрусом). На плате отпечатался Его лик, который и отнес художник царю.
Исцеление настало сразу, как только царь приложился к плату. Авгарь обратился в христианство и установил икону наверху кирпичных врат. Позднее следующий за Авгарем царь был язычником и велел замуровать образ.
Спустя несколько столетий, одному из жителей города во время вражеского нашествия, приснилось, что город от нашествия спасет образ, находящийся в надвратной кладке. Когда стали снимать верхний слой, увидели, что образ отпечатался на кирпиче.
Взяв икону, народ обошел с ней вокруг стен и враг отступил. Образ на кирпиче стал называться «Спасом на чрепии» В 944 году икона из Эдессы была перенесена в Константинополь. С тех пор был учрежден праздник перенесения иконы.
Вторая легенда – католическая. В соответствии с ней, когда Иисуса Христа вели на Голгофу, Вероника, последовательница Иисуса, подала ему плат, чтобы он вытер лицо от пота. На плате отпечатался образ Христа.
Поэтому в католическом варианте Господь на плате - в терновом венце, с кровавыми подтеками, со скорбным и мученическим выражением, часто с закрытыми глазами. Этот тип иконы называется «Спас Вероники».
Но все три образа – «Спас Нерукотворный», «Спас на чрепии» и «Спас Вероники» - восходят к одной легенде.
В Россию Спас Нерукотворный был завезен из Византии уже в IX веке, но первые известные иконы Спаса относятся к XII веку. В домонгольский период икону писали в византийской традиции.
Представление о ней дает Новгородский образ (XII век). Лик Иисуса суровый, строгий. Глаза крупные, обведенные черным контуром для большей выразительности. Брови тоже суровые, подчеркивающие строгое выражение лица.
Волосы волнистые с золотыми прожилками. Бородка тоже волнистая, раздвоенная, показывающая двойственную природу Богочеловека. Усы опущены вниз. Лик изображен на золотистом фоне. Нимб – тоже золотистый с белым крестом. Образ в ранней иконописи писался на чистом фоне, без намеков на плат или черепицу.
Позднее русская иконописная школа привносит свое,
Среди образов этого типа есть настоящие шедевры русской иконописи. Например, Спас Нерукотворный "Мокрая борода" или "Омоченные власы" (XV век). Образ получил такое название, потому что борода и волосы на иконе, в отличие от предыдущих образов, прямые, гладкие, как бы мокрые. На других иконах этого типа волосы и борода - вьющиеся.
Борода на иконе – клинообразная, чуть сдвинутая вправо и разделена, как и волосы, на две части. Волосы расчесаны на прямой пробор и в золотых прожилках. Лик – просветленный, глаза смотрят спокойно, бесстрастно и мягко.
Нос тонкий, прямой, контуры носа, глаз и складок у губ подчеркнуты темной линией.
В России есть Нерукотворные Спасы, отмеченные чудесами. Например, когда царь Адександр III в 1887 г. попал в железнодорожную аварию, у него с собой была Вологодская икона Нерукотворного Спаса. Царь считал, что она спасла его от гибели. На месте крушения поезда был построен храм.
В честь иконы 29 августа называется в народе Спасом на полотне. В этот день торговали тканями, полотнами. По народному календарю это еще и ореховый Спас или Хлебный, потому что в этот день начинался сбор урожая орехов.
Большой урожай орехов означал небогатый урожай хлеба и наоборот: малый урожай орехов – большой урожай хлеба. Орешник плодоносит, обычно, через год и не бывает совпадений большого урожая хлеба и орехов.
В день празднования иконы Спаса Нерукотворного по традиции пекли хлеб из нового урожая и приносили его для освящения в храм, как ранее приносили в храм первый мед и первые фрукты и третьим Спасом заканчивалось празднование новых урожаев.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Постная Триодь. Притча о мытаре и фарисее
- Юмор отцов-пустынников, живших в Египте во времена раннего христианства
- Цена свободы...
- Страстной цикл А.С.Пушкина. Власть
- Я попросила у Господа...
- Крест. Часть 2.
- Русские мыслители. Иван Киреевский
- Гедеон. Воин поневоле. Часть 1
- Русские поговорки. Огонь и попа жжёт
- Миряне и священство
Всегда радуюсь таким отзывам, потому что, хоть и пишу о том, что мне нравится, но если еще и другим это ложится на душу, то для меня это вдвойне приятно. Заходите чаще ко мне, читайте и комментируйте. Я всегда рада гостям!
Тина! Открыла для себя ваш сайт. Тронута до глубины души. И содержание, и оформление великолепно! Огромное Вам спасибо и низкий поклон!