Поясним: Пепельная среда открывает
Элиот вкладывает в этот ритуал новый смысл: пепельный крест – это знак воцерковления и одновременно приобщения к Вечности, своего рода отличительный знак Каина. Поэма рассказывает историю преодоления духовного кризиса и достижения благодати.
В ней показывается, что только через искреннее покаяние, испытания, страдания и отказ от земных благ возможно очищение души, возможен её переход на новый уровень. Поэма во многом автобиографичная, рассказывает о собственном опыте вхождения поэта в новую веру.
Путь этот очень сложен и похож на тяжелое восхождение вверх по крутой лестнице. Выход из этого чистилища, чрезвычайно труден, т.к. восхождение требует отказа от всего земного, от старых привязанностей и старых привычек. Но каждый подъем, каждая ступенька вверх напоминает о прежней жизни, искушает, лишает покоя:
…сердце из глуби былого нетерпеливо
Рвется к былой сирени, к былым голосам прилива
И расслабленный дух распаляется в споре
За надломленный лютик и запах былого моря…
(Здесь и далее поэма в переводе А.Сергеева)
«Творить поэзию, которая была бы поэтичной по существу своему, без всякой внешней поэтичности, поэзию, обнаженную до костей, настолько прозрачную, чтобы при чтении мы обращали внимание не на самые стихи, а лишь на то, на что они указывают. Стать выше поэзии, как Бетховен в своих поздних произведениях стремился стать выше музыки».
«Пепельная среда» воплощает это представление Элиота о поэзии. Ритмика текста, параллелизмы, отсутствие пунктуации всё указывает не на сам стих, а на то, что они создают с помощью стиха и текст становятся похожим на чтение псалма.
Многочисленные повторы усиливают настроение и напряжение, создают лейтмотив покаяния, где ключевыми являются слова «Потому что я не надеюсь вернуться опять». Наличие свободного стиха в сочетании с правильным гладким указывают на двойственность, характерную для героя, который мечется между прошлой жизнью и новой, полной неопределенности и неизвестности.
Да и вся поэзия Бродского тоже следует той же традиции поэтов-метафизиков. Не случайно у Бродского так много религиозных стихов. Вспомним хотя бы его грандиозный
«Пепельная среда» Томаса Элиота наполнена словами из молитв, библейской символикой,
Ибо я не надеюсь вернуться опять
Ибо я не надеюсь
Ибо я не надеюсь вернуться
Дарованьем и жаром чужим не согреюсь
................................................Ибо я не надеюсь увидеть опять
Как сияет неверною славой минута
Ибо даже не жду
Ибо знаю, что я не узнаю
Быстротечную вечную власть абсолюта
Он расписывается в своей беспомощности, сравнивая себя с дряхлым орлом, не способным распрямить крылья. Он надеется только на милость Божию и обращается к Нему, чтобы Тот молился и за него, за всех грешных, чтобы Он даровал покой, внимание и безразличье. И сам молится, чтобы забыть всё, что с ним было до того, забыть всё земное и прежнее:
И молю, чтобы Бог проявил свою милость
И молю, чтобы я позабыл
Все, над чем слишком долго душа моя билась
Чтобы слишком понять
Ибо я не надеюсь вернуться опять
И твержу это, чтобы
Завершенное не начиналось опять
Чтобы к нам судия проявил свою милостьИбо крылья мои не сподобятся боле
В небо взвиться, как птичьи
………….Молись за нас, грешных, ныне и в час нашей смерти
Молись за нас ныне, и в час нашей смерти.
Во второй части появляется Дева и три белых леопарда, которые едят тело и кости рассказчика, но смерть воспринимается им как благо, как путь к возрождению: кости снова обрастут мясом и он воскреснет. Это известный библейский отрывок из пророчества Иезекииля о воскресении иссохших костей.
Пусть белизна костей искупает забвение.
Нет в них жизни. Как я забыт
И хотел быть забытым, так сам забуду
И тем обрету благодать и цель.
На второй площадке у поворота,
Оглянувшись, я увидал, что кто-то,
Подобный мне,
В зловонной сырости нижнего пролета
Корчится, дьяволом припертый к стене,
Меж ложью паденья и ложью полета.
……………..Тише, тише; сила превыше
Отчаянья и надежды, падения и полета
Уводит выше нового поворота.Господи, я недостоин
Господи, я недостоинно скажи только слово.
Заступница говорила о пустяках, одновременно зная и не зная земные скорби, бредет между сном и пробуждением и говорит о каких-то пустяках, но именно в них и есть истинный голос Бытия.
Безмолвная сестра под покрывалом
Между стволами тиса, возле бога с бездыханной
Свирелью, сотворила знаменье и промолчала
Но родники забили и запели птицы
Дай искупленье времени и сновиденью
Основу неуслышанному и несказанному слову
Покуда ветер не пробудит ветви тиса
И после нашего изгнанья
В пятой части герой рассуждает о силе Слова без слова, о молчащем слове и мы слышим речь Спасителя, обращенную к своему народу.
Если утраченное слово утрачено
Если истраченное слово истрачено
Если неуслышанное, несказанное
Слово не сказано и не услышано, все же
Есть слово несказанное, Слово неуслышанное,
Есть Слово без слова. Слово
В мире и ради мира;
И свет во тьме светит, и ложью
Встал против Слова немирный мир
Чья ось вращения и основа -
Все то же безмолвное Слово.Народ мой! Тебе ли я сделал зло?
Поэма заканчивается обращением героя к
Благословенная сестра, святая мать
Допусти нас к неподдельным себе
Вместе с ложью
Научи нас любви и безразличию
Научи нас смирению
Даже среди этих гор
Нашего спокойствия в воле Его
И даже среди этих гор
Сестра, мать
Дух моря, и дух реки,
Допусти мне не быть отлучённымИ позволь мне с плачем прийти к Тебе
(Перевод В. Бурика)
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Дебора и Барак
- Праведность грешника. Притча о блудном сыне.
- Авессалом, Авессалом
- Ревекка
- Уильям Фолкнер - последний из могикан
- Чего Лия добивается слезами, Рахиль добивается радостью
- Руфь: Духовная одиссея
- Иов-ситуация
- Ависага Сунамитянка и царь Давид
- Визуальная культура. "Библия для бедных"