Вячеслав Иванов, после двадцатилетнего молчания написавшего с 1924 года всего двенадцать стихотворений, неожиданно для самого себя создает уникальный и по объему, и по смыслу, и по содержанию поэтический цикл «Римский дневник», который более чем уместно вспомнить в дни . Цикл писался в 1944 году в Риме, занятом фашистами.
Ему было 78, и этим циклом Вячеслав Иванов подводил итоги жизни, вспоминая о многом и многих: что случалось с ним, его родными, его друзьями, о войне и о судьбах мира. Через пять лет поэта не станет... В цикле присутствует перекличка времен: , календарного, астрологического, человеческого.
Великое бессмертья хочет,
А малое себе не прочит
Ни долгой памяти в роду,
Ни слав на Божием суду, —Иное вымолит спасенье
От беспощадного конца:
Случайной ласки Воскресенье,
Улыбки милого Лица.
(2 января)
Завершение времен и циклов располагает к о Вечности, Жизни и Смерти, Добре и Зле, о Боге, о потусторонней жизни, пронизывающие весь «Римский дневник». Война воспринимается В.Ивановым как драма, которая вписывается в , как одна из многих страниц истории человечества.
Видение поэтом вечернего высокого небо символизирует старость, в свете которой события воспринимаются совсем иначе, чем в юности. Мудрость, которая приходит с годами, говорит, что черное и белое, добро и зло часто меняются местами и потому ни о чем нельзя судить однозначно:
Со двух дубов соседних
Спор о судьбах последних
Два ворона вели.
...
Пророчил черный вод возврат,
А белый граял: «Арарат».
Хвалились: — «Белизною
Я полюбился Ною;
Он отпер мне ковчег.
В волнах не сыщешь зерен;
От мертвой снеди черен
Стал этих перьев снег».
— «Я в радуге небесных врат
Стал, черный, бел, как Арарат».
(24 февраля)
Вячеслав Иванов – поэт религиозный, в центре его поэтики всегда стояла , как одна из главных, и завершает он свою поэтическую жизнь тоже христианской тематикой. «Римский дневник» включен в сборник «Свет вечерний», вышедший уже после смерти поэта. Его название взято из древнейшего церковного песнопения «Свете тихий», которое исполняется на вечернем богослужении при выносе светильников:
Све́те ти́хий Святы́я сла́вы, безсме́ртнаго Отца́ Небе́снаго, Свята́го Блаже́ннаго, Iису́се Христе́: прише́дше на за́пад со́лнца, ви́девше свет вече́рний, пое́м Отца́, Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Бо́га. Досто́ин еси́ во вся времена́ пет бы́ти гла́сы преподо́бными, Сы́не Бо́жий, живо́т дая́й: те́мже мир тя сла́вит.
Цикл состоит из 114 стихотворений, разделенных календарными датами. В центре его - праздничный круг литургического года, который открывается , хотя первым в календаре В.Иванова-католика стоит январь с праздником .
И снова ты пред взором видящим,
О Вифлеемская Звезда,
Встаешь над станом ненавидящим
И мир пророчишь, как тогда.
…..
И бесноватый успокоится
От судорог небытия,
Когда навек очам откроется
Одна действительность — Твоя.
(28 декабря)
Завершением цикла можно считать стихотворение, написанное на другой день, 29 декабря. В нем вспоминается последняя глава Евангелия от Иоанна, в которой трижды предавший Христа, ринулся к Учителю, чтобы вымолить у Него прощение за предательство. В Петре поэт явно видит себя.
Порывистый, простосердечный,
Ты мил мне, Петр! — Мечта иль явь?
— «Он!» шепчет Иоанн. И вплавь
Ты к брегу ринулся, беспечный.Там Иисус уж разложил
Костер, и ждет огонь улова.
О том, что́ было с Ним, ни слова:
Он жив, как прежде с ними жил.
(29 декабря)
Так сходятся начало и конец, даже календарно. Изначально цикл «Римский дневник» Вячеслава Иванова был выбран мною как календарный, т.к. он включает все месяцы года от января до декабря. Хотела проводить зиму и встретить весну. Но по мере погружения в содержание дневника, стало понятно, что календарное время здесь только одно из и не самое важное.Сквозь него проглядывает время Вечности, время, отмеченное христианскими событиями: , , м, м, и другими. Но кроме них Вячеслав Иванов размышляет об истории человечества, искусстве и о постижении истины.
«Nudus salta! Цель искусства —
Без покровов, без оков
Показать, кто ты таков,
Темные поведать чувства
Заповедных тайников —Все, что в омутах роится
Под блестящим, гладким льдом, —
Распечатать мертвый дом,
Где от бела дня таится
Подсознательный Содом».
(18 февраля)
«Римский дневник» - это и и предсмертная исповедь, и личное признание в своей неправоте, и одновременно присутствие надежды, что за смертной чертой, несмотря ни на что, его примет в свои объятия
Я посох мой доверил Богу
И не гадаю ни о чем.
Пусть выбирает Сам дорогу,
Какой меня ведет в Свой дом.А где тот дом, — от всех сокрыто;
Далече ль он, — утаено.
Что́ в нем оставил я, — забыто,
Но будет вновь обретено,Когда, от чар земных излечен
Я повернусь туда лицом,
Где — знает сердце — буду встречен
Меня дождавшимся Отцом.
(28 февраля)
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Николай Олейников
- Серебряный век и революция
- Русская революция. Взгляд с другой стороны
- Андрей Платонов. Роман в письмах
- Александр Тышлер. Родом из двадцатых
- Евгений Замятин. Вечный еретик
- С праздником 7 ноября
- Владимир Ленин. Взгляд с другой стороны
- Обыкновенный гений












Я эту песню не знала, пришлось залезть в Инет, чтобы узнать откуда цитата. Оказывается — вот откуда. Вы что, помнили и пели эту песню? Удивительно.
Соколы
Слова народные.
Перевод с украинского М. Исаковского. Музыка В. Захарова
На дубу зеленом,
Да над тем простором
Два сокола ясных
Вели разговоры.
А соколов этих
Люди все узнали:
Первый сокол — Ленин,
Второй сокол — Сталин.
Ой, как первый сокол
Со вторым прощался,
Он с предсмертным словом
К другу обращался:
«Сокол ты мой сизый,
Час пришел расстаться,
Все труды, заботы
На тебя ложатся».
А другой ответил:
«Позабудь тревоги,
Мы тебе клянемся —
Не свернем с дороги!»
И сдержал он клятву,
Клятву боевую,
Сделал он счастливой
Всю страну родную.
Какая смешная песня. Сегодня ее переделали:
На дубу зеленом
Да над тем простором
Два сокола ясных
Вели разговоры.
А соколов этих
Люди все узнали:
Первый сокол — Путин,
Второй — тоже Путин.
С сайта
Спасибо! Для меня В.Иванов — открытие!
Со двух дубов соседних
Спор о судьбах последних
Два ворона вели.
Кстати, вспомнилось:
На дубу зелёном,
Да над тем простором
Два сокола ясных вели разговор.