Со временем многие
Он нашел способ, как соединить
Художник работал с равным профессионализмом в
Начал свою карьеру Лисицкий художником. Активно включившись в процесс формирования новой еврейской культуры, инициированной Культур-Лигой, он начинает иллюстрировать книги на идиш.
Лисицкий, не раздумывая, согласился. Не в последнюю очередь потому, что детство его прошло в этом городе, здесь он получил своё первое художественное образование и здесь же в пятнадцать лет начал пробовать себя в качестве преподавателя, что станет потом его постоянной работой.
Словом, в двадцать девять лет художник снова оказывается в родном Витебске, где произойдет судьбоносная встреча с
Учиться живописи у Малевича Лисицкому не было нужды, но вот усвоить философию супрематизма, в который он влетел как метеор, было не только интересно и увлекательно, но и перспективно. Получив от Малевича задание превратить плоскостной супрематизм в объемный, он с головой погрузился в решение этой проблемы.
Так открылся трехлетний период ПРОУНов (ПРОекты Утверждения Нового), которые Эль Лисицкий образно называл пересадочными станциями от живописи к архитектуре. Идея ПРОУНов выросла из
У проунов Лисицкого, в отличие от космического супрематизма Малевича, где всё летало и плавало, не прикрепленное ни к низу, ни к верху, появились четкие координаты: новая архитектура прикреплялась к земле. И как бы художник ни крутил свои проуны, как бы они ни летали в пространстве, от земли они не отрывались. Это был взгляд профессионального архитектора.
В проунах Эль Лисицкий впервые соединил в единое целое живопись, скульптуру, архитектуру и рисунок. В развитии идеи проунов ему помогла его методика преподавания студентам проекционного черчения. Такого предмета раньше никогда не было в художественных школах, но надо вспомнить, что
Так появлялись утопические «города» и «мосты», которые становились прообразами нового городского пространства, а позднее и конкретными архитектурными проектами. В это же время художник, участвуя в украшении Витебска к праздникам Октября, активно переносит идею супрематизма в книжный дизайн, в агитплакаты, в оформление трибун, в проектирование любого пространства как единого целого.
Одним из самых известных проектов Лисицкого стала «Ленинская трибуна» с подвижными установками для оратора и участников митинга, закрепленными на диагональной конструкции, которую венчает огромный экран. На экране может быть установлен плакат или демонстрироваться фильм.
Оригинальным было видение художника книги, сформулировавшего восемь правил типографики, которые успешно реализовал на практике в замечательных изданиях: «Сказе о двух квадратах» и книге «Для голоса». Первая – книга для детей, вторая – иллюстрированный сборник стихов Владимира Маяковского. Еще в октябре 1919-го художник напишет Малевичу:
«Я считаю, что мысли, которые мы пьем из книги глазами, мы должны влить через все формы, глазами воспринимаемые. Буквы, знаки препинания, вносящие порядок в мысли, должны быть учтены, но кроме этого, бег строк сходится у каких-то сконденсированных мыслей, их и для глаза нужно сконденсировать».
«Мои страницы сопровождают стихотворения так же, как рояль, который аккомпанирует скрипке. Как и поэт, строящий здание на единстве мысли и звука, я хотел добиться единства стихотворения и элементов типографики».
Идея Эль Лисицкого, что любое пространство является своего рода витриной или сценой, на которой картины появляются как актеры в драме, нашло своё наиболее яркое воплощение в оформлении выставочного пространства. Здесь он - абсолютный первопроходец и новатор: вклад его в выставочный дизайн переоценить просто невозможно.
Самые масштабные проекты художника связаны именно с выставками. Первый выставочный опыт, основанный на витебских проунах, Лисицкий получил в 1923-м году на Берлинской выставке. Здесь он создает не просто экспозицию, а формирует пространство по принципу единого арт-объекта, соединив в нём супрематизм Малевича и конструктивизм Татлина.
После знаменитой Московской полиграфической выставки Эль Лисицкого назначают главным художником международной выставки печати «Пресса», проходившей в Кёльне. Выставка произвела эффект разорвавшейся бомбы, а организация экспозиции была воспроизведена бесчисленное количество раз в разных городах мира.
В выставке многое было впервые: впервые использовались движущиеся установки, впервые экспонировался огромный фотомонтаж размером 24*3,5 метра, впервые использовалась кинохроника и искусственное освещение, а выставочные компоненты чередовались по размерам, ракурсам и ритмам. И всё это вместе превращало выставку в настоящее шоу, в хорошо отрежиссированный спектакль, производивший на зрителя неизгладимое впечатление.
Память о замечательном художнике-новаторе, устремленном в небо и в будущее, начала возвращаться только в середине шестидесятых годов. Сегодня выставки Эль Лисицкого проходят во всём мире, а не только в России, где хранится большинство его картин и экспонатов.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Владимир Ленин. Взгляд с другой стороны
- Михаил Врубель. Московский период
- Врангель. Маска и душа
- Ночной Париж Брассаи
- Хаим Сутин. Счастливчик
- Сказочник Хундертвассер
- Константин Панков. Северный Пиросмани
- Философия в красках: Феофан
- Современная китайская живопись. Фан Лицзюнь
- Бабушка Мозес: Никогда не поздно
Надилель, спасибо! Я не знала. Жаль, что не могу поехать в Москву. Выставка не может не быть интересной. Москвичи купаются в культуре. М.б., кто-то из моих читателей сможет сходить на выставку. Хорошо бы поделились своими впечатлениями.
Тина, в Москве его выставка открылась.
«Вот, вышел сеятель сеять; и когда Он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!»
Повезло тому зерну, что упало на благодатную почву.