Яркими представителями русского авангарда были многие ученики а, в том числе и гениальный Эль Лисицкий. Русская революция сформировала запрос на новаторское искусство, радикально отличающееся от искусства прошлого. В наибольшей степени этому запросу отвечало искусство .
Со временем многие пошли своим путём, претендуя на единственно верный, выбранный только ими, художественный стиль, активно отрицая все другие. Но Эль Лисицкий, не стремясь к соперничеству и полемике с другими художниками, обладая уникальным талантом интегратора, синтезировал все новаторские стили в единое целое, превратив отсутствие собственного стиля в силу.
Он нашел способ, как соединить , конструктивизм и Татлина с рационализмом Ладовского. Профессионализм архитектора, тонкая интуиция, художественный вкус и талант организатора позволили Лисицкому стать крупной фигурой, определившей развитие современного искусства и архитектуры на много лет вперёд.
Художник работал с равным профессионализмом в и дизайне, и организации выставок, в полиграфии и , и е и всегда находил такую точку сборки и взаимодействия разных стилей, в которой всё становилось уместным, совместимым и по-новаторски необычным, привлекавшим внимание и профессионалов, и простых людей.
Делая акцент на том, что объединяет, Эль Лисицкий переносит особенности каждого конкретного стиля из одного вида искусства в другой: из живописи – в , из – в плакат, из плоскости картины - в объем пространства. Получивший архитектурное образование в немецком Дармштадте, а потом в Рижском политехническом, он хорошо знал архитектуру и хорошо рисовал.
Начал свою карьеру Лисицкий художником. Активно включившись в процесс формирования новой еврейской культуры, инициированной Культур-Лигой, он начинает иллюстрировать книги на идиш. , тогда тоже работавший в этой сфере, позднее пригласит Лисицкого в - преподавать во вновь созданной Шагалом художественной школе.
Лисицкий, не раздумывая, согласился. Не в последнюю очередь потому, что детство его прошло в этом городе, здесь он получил своё первое художественное образование и здесь же в пятнадцать лет начал пробовать себя в качестве преподавателя, что станет потом его постоянной работой.
Словом, в двадцать девять лет художник снова оказывается в родном Витебске, где произойдет судьбоносная встреча сем. Встреча, изменившая не только взгляды молодого архитектора и начинающего художника на искусство, но даже имя: длинное «Лазарь» превратится в короткое «Эль».
Учиться живописи у Малевича Лисицкому не было нужды, но вот усвоить философию супрематизма, в который он влетел как метеор, было не только интересно и увлекательно, но и перспективно. Получив от Малевича задание превратить плоскостной супрематизм в объемный, он с головой погрузился в решение этой проблемы.
Так открылся трехлетний период ПРОУНов (ПРОекты Утверждения Нового), которые Эль Лисицкий образно называл пересадочными станциями от живописи к архитектуре. Идея ПРОУНов выросла из - «плавающих» в безвоздушном космическом пространстве композиций из треугольников и прямоугольников.
Вскоре сотрудничество Малевича и Лисицкого выводит идею космических супрем на новый уровень и дает толчок формированию объемного супрематизма, ставшего основой нового видения архитектурного и городского пространства.
У проунов Лисицкого, в отличие от космического супрематизма Малевича, где всё летало и плавало, не прикрепленное ни к низу, ни к верху, появились четкие координаты: новая архитектура прикреплялась к земле. И как бы художник ни крутил свои проуны, как бы они ни летали в пространстве, от земли они не отрывались. Это был взгляд профессионального архитектора.
В проунах Эль Лисицкий впервые соединил в единое целое живопись, скульптуру, архитектуру и рисунок. В развитии идеи проунов ему помогла его методика преподавания студентам проекционного черчения. Такого предмета раньше никогда не было в художественных школах, но надо вспомнить, что как чертёжник, и идея преподавания черчения была для него вовсе не чужой и не случайной.
Так у будущих художников появились готовальни и чертёжные линейки. Заставляя молодых художников увидеть в плоскостном супрематизме только одну из проекций объема, Лисицкий просил дополнить эту проекцию другими, а потом, на их основе, выполнить объёмные макеты.
Так появлялись утопические «города» и «мосты», которые становились прообразами нового городского пространства, а позднее и конкретными архитектурными проектами. В это же время художник, участвуя в украшении Витебска к праздникам Октября, активно переносит идею супрематизма в книжный дизайн, в агитплакаты, в оформление трибун, в проектирование любого пространства как единого целого.
Одним из самых известных проектов Лисицкого стала «Ленинская трибуна» с подвижными установками для оратора и участников митинга, закрепленными на диагональной конструкции, которую венчает огромный экран. На экране может быть установлен плакат или демонстрироваться фильм.
Широкую известность получил, в котором цвет приобретает символическое значение, и плакат, выполненный для выставки достижений СССР в Германии (1929) с двумя циклопическими фигурами, сливающимися в единое целое с общим третьим глазом.
Оригинальным было видение художника книги, сформулировавшего восемь правил типографики, которые успешно реализовал на практике в замечательных изданиях: «Сказе о двух квадратах» и книге «Для голоса». Первая – книга для детей, вторая – иллюстрированный сборник стихов Владимира Маяковского. Еще в октябре 1919-го художник напишет Малевичу:
«Я считаю, что мысли, которые мы пьем из книги глазами, мы должны влить через все формы, глазами воспринимаемые. Буквы, знаки препинания, вносящие порядок в мысли, должны быть учтены, но кроме этого, бег строк сходится у каких-то сконденсированных мыслей, их и для глаза нужно сконденсировать».
А после выхода книги выскажется еще более определенно:
«Мои страницы сопровождают стихотворения так же, как рояль, который аккомпанирует скрипке. Как и поэт, строящий здание на единстве мысли и звука, я хотел добиться единства стихотворения и элементов типографики».
Идея Эль Лисицкого, что любое пространство является своего рода витриной или сценой, на которой картины появляются как актеры в драме, нашло своё наиболее яркое воплощение в оформлении выставочного пространства. Здесь он - абсолютный первопроходец и новатор: вклад его в выставочный дизайн переоценить просто невозможно.
Самые масштабные проекты художника связаны именно с выставками. Первый выставочный опыт, основанный на витебских проунах, Лисицкий получил в 1923-м году на Берлинской выставке. Здесь он создает не просто экспозицию, а формирует пространство по принципу единого арт-объекта, соединив в нём супрематизм Малевича и конструктивизм Татлина.
«Комната проунов», созданная Лисицким в Берлине, произвела фурор. В выставочных залах зритель оказывался в каком-то необыкновенном трёхмерном пространстве, где двигались стены и менялся цвет, где он вступал в активное взаимодействие с экспонатами, где двигались стены и само пространство, трансформируясь из одной формы в другую.
После знаменитой Московской полиграфической выставки Эль Лисицкого назначают главным художником международной выставки печати «Пресса», проходившей в Кёльне. Выставка произвела эффект разорвавшейся бомбы, а организация экспозиции была воспроизведена бесчисленное количество раз в разных городах мира.
В выставке многое было впервые: впервые использовались движущиеся установки, впервые экспонировался огромный фотомонтаж размером 24*3,5 метра, впервые использовалась кинохроника и искусственное освещение, а выставочные компоненты чередовались по размерам, ракурсам и ритмам. И всё это вместе превращало выставку в настоящее шоу, в хорошо отрежиссированный спектакль, производивший на зрителя неизгладимое впечатление.
Эль Лисицкий доказал, что искусство может и должно активно влиять на жизнь, менять её, формировать общественное настроение и взгляды. Умер Эль Лисицкий в 1941 году от туберкулеза. В 1944 году его жену и сына, как немцев, выслали в Новосибирск.
Память о замечательном художнике-новаторе, устремленном в небо и в будущее, начала возвращаться только в середине шестидесятых годов. Сегодня выставки Эль Лисицкого проходят во всём мире, а не только в России, где хранится большинство его картин и экспонатов.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Владимир Ленин. Взгляд с другой стороны
- Михаил Врубель. Московский период
- Врангель. Маска и душа
- Ночной Париж Брассаи
- Хаим Сутин. Счастливчик
- Сказочник Хундертвассер
- Константин Панков. Северный Пиросмани
- Философия в красках: Феофан
- Современная китайская живопись. Фан Лицзюнь
- Бабушка Мозес: Никогда не поздно












Надилель, спасибо! Я не знала. Жаль, что не могу поехать в Москву. Выставка не может не быть интересной. Москвичи купаются в культуре. М.б., кто-то из моих читателей сможет сходить на выставку. Хорошо бы поделились своими впечатлениями.
Тина, в Москве его выставка открылась.
«Вот, вышел сеятель сеять; и когда Он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!»
Повезло тому зерну, что упало на благодатную почву.