Это певец, драматический актер, поэт и композитор Евгений Иванович Оглоблин, выступавший под псевдонимом Климовский (1824-1866). Поймала себя на том, что почти все стихи Алексея Васильевича Кольцова могу петь на эту мелодию, настолько она точна и органична всему музыкальному строю поэзии Кольцова.
Евгений Иванович был хорошо образованным молодым человеком: окончил юридический факультет МГУ, но юристом не стал, а в 22 года поступил в консерваторский класс и вскоре был зачислен в театральную труппу Большого театра. Он очень хорошо играл на гитаре, замечательно и чудно пел, и не только арии, но также романсы и песни собственного сочинения.
Климовский сочинял не только музыку, но и стихи, чувствуя поэтическое слово изнутри. Музыка песни «Хуторок» проста в исполнении и доступна не только мэтрам, но и самодеятельным певцам.
Я остановилась на композиторе прежде, чем начать говорить об авторе слов, т.к. о Кольцове известно очень много, а о Климовском – почти ничего, хотя, конечно, центральной фигурой здесь является Алексей Кольцов, поэт-самоучка, автор многих песен и романсов.
Константин Бальмонт ставил его в один ряд с гениальными русскими поэтами XIX века
Поэзия Кольцова действительно очень мелодична и легко ложится на музыку. Не случайно музыку к его стихам писали более трехсот композиторов, но из семисот песен и романсов популярными и широко известными стали немногие, и те, в основном, в городской среде.
Кроме песни «Хуторок», популярными стали «Перстенечек золотой…», «Я любила его…», «Так и рвется душа…», «Не скажу никому…» и другие. Все песни Кольцова связаны с трагической судьбой поэта и, так или иначе, являются ее отражением. Алексей Васильевич прожил всего тридцать три года, умер от чахотки и трагического разрыва между тем, к чему рвалась душа, и тем, чем ему приходилось заниматься.
Родился Кольцов (1809) в зажиточной купеческой семье, в которой царили строгие патриархальные порядки: мать – тихая забитая женщина, не имевшая право голоса, единственная, понимавшая сына. Отец думал только о деньгах, позволив мальчику проучиться всего полтора года, посчитав, что этого вполне достаточно, чтобы стать помощником отцу в прасоле: оптовой скупке скота и продовольствия для перепродажи.
С девяти лет, разъезжая по степи из одного хутора в другой, из одной деревни в другую, мальчик впитывал в себя красоту своего края и жизнь простых людей, работавших на земле. Он первый, кто увидел в труде особую поэзию и сумел передать ее. Не зря А.В.Кольцова называют певцом пахарей и земледельцев.
Выйдет в поле травка —
Вырастет и колос,
Станет спеть, рядиться
В золотые ткани.****
Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
...
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с по́лудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньёй, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава,
Подкошо́ная;
Поклонись, цветы,
Головой земле!
(Косарь,1836)
Написано поэтом немного и лучшие его стихи приходятся на середину тридцатых годов. В семье никогда не воспринимали его увлечение поэзией всерьез, смеялись над ним как над юродивым, и тема одиночества стала одной из главных в его творчестве. Особенно это чувство обострилось после драматической истории любви.
Отец Кольцова покупал себе крепостных через подставных лиц. Так однажды в их доме появилась Дуняша, очень красивая девушка, ставшая прислугой у сестер. Дуняша и Алексей полюбили друг друга и собирались пожениться. Отец, узнав об этом, пришел в ярость. Отправив сына в очередную деловую поездку, он продал девушку в далекий казачий хутор. Когда, вернувшись, юноша узнал об этом, он сильно заболел и едва не умер. Тогда было написано одно из самых трагических его стихотворений:
В твои объятья, гроб холодный,
Как к другу милому, лечу,
В твоей обители укромной
Сокрыться от людей хочу.
Скорее, смерть, сверкни косою
Над юною моей главою!
(Элегия, 1930)
Когда после болезни Алексей Васильевич начал разыскивать свою Дуняшу, оказалось, что там, куда ее продали, она вышла замуж, но неудачно: от тоски и плохого обращения с ней, она умерла. Этот случай наложил отпечаток на всю любовную лирику поэта: везде, где речь идет о любви, его интонация становится трагической и печальной, везде она связана с разлукой и страданиями, с непреодолимыми препятствиями, нежеланием родителей отдавать замуж за бедного и т.д..
Мне ль приветливым казаться,
С хладным сердцем вновь любить?
Мне ль надеждой обольщаться?
Беспробудно друг мой спит...
В двадцать лет Кольцов познакомился с неким Сухачевым, представившимся литератором. Алексей Васильевич показал ему тетрадь со стихами, он ее забрал и увез в Москву, а потом издал некоторые из них под своим именем. Как-то все не складывалось. Но однажды ему все-таки повезло. Случай свел его со Николаем Владимировичем Станкевичем. Как-то вечером Николай Владимирович позвал камердинера, но тот все не шел и не шел. Когда тот, наконец, явился, то рассказал, почему долго не приходил:
прасол Кольцов, только что прибывший по делам торговли, читал им свои песни, от которых невозможно было оторваться. Станкевич пригласил к себе этого прасола и спросил, чьи он песни читал. Тот ответил, что свои и отдал ему тетрадку со стихами. Николай Владимирович не поверил своим глазам. Одно из стихотворений Станкевич напечатал в "Литературной газете".
Так началось знакомство Алексея Васильевича со знаменитыми поэтами и критиками: Белинским, Пушкиным, Одоевским, Вяземским, Жуковским, Плетневым и другими. Начались поездки в Москву и Петербург. Наконец, через четыре года Станкевич сумел собрать сумму, необходимую для издания сборника стихов воронежского самородка, в котором было несколько шедевров.
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!Мне не для чего
Собирать добро,
Мне не для чего
Богатеть теперь!
(Не шуми ты, рожь... 1834)***
Сяду я за стол —
Да подумаю:
Как на свете жить
Одинокому?
Нет у молодца
Молодой жены,
Нет у молодца
Друга верного,
Золотой казны,
Угла теплого,
Бороны-сохи,
Коня-пахаря;
(Раздумье селянина, 1937)
Иногда его новые друзья выручали отца Кольцова из неприятных ситуаций, что смиряло его со всякой «ерундой», которой занимался сын. В конце концов, этот внутрисемейный конфликт перерос в открытую форму издевательства и непонимания. Последней каплей стала его любовь к женщине легкого поведения, презираемой и отверженной. Вся семья, кроме матери, оказалась против него.
Алексей Васильевич тяжело переживал и разлуку с любимой, и склоки в семье, и разговоры вокруг него в городе. Открылась чахотка, а через несколько месяцев он умер (1842). Ему было всего тридцать три. В одном из писем В.Белинскому, с которым Кольцов был дружен до конца дней, Алексей Васильевич писал:
«Жить дома, в кругу купцов решительно я теперь не могу; в других кругах тоже... Безрадостная самая будущность у меня впереди. Я, кажется, собой одно выполню во всей точности: ворону... И, ей-Богу, я ужасно похож на нее, остается лишь сказать: она к павам не попала, а от ворон отстала…»
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Степь да степь…
- Надежда Плевицкая. Русский жаворонок
- Народный праздник музыки. Париж-14
- Мелочи церковной жизни. Певчая
- Хазрат Инайят Хан. Мысли Суфия
- Двойники: Рихтер - Гульд. Часть 1. Святослав Рихтер
- Вечерний звон
- У самовара…
- Роберт Шуман. Окончание
- Лирика русского романса. "Лучина"
Я очень рада!!! Очень люблю русские народные песни и романсы. И потому стараюсь хотя бы раз в месяц написать о каком-нибудь новом романсе или песне. Постепенно складывается небольшая их коллекция.
Тина, твой блог меня не отпускает! Всё читаю и слушаю! Родное это!
Спасибо за отклик!
Спасибо
Меня Кольцов сначала как-то не очень тронул, но чем дальше вчитывалась, тем больше он мне нравился. А под конец — мурашки по коже почти от каждого стихотворения. Правда, с песнями, по-моему не все так, как удачно. Композиторы в своем большинстве, по-моему, не чувствовали его. «Хуторок» — счастливое совпадение.
Какая короткая жизнь и печальная судьба!
Мне казалось, что Вы все знаете и про художников, и про музыку, и про поэзию. Рада, что отыскала что-то новенькое для Вас, Надилель. Расскажите, пжл, что происходит в Ереване. Мне ситуация совсем непонятна. То ли попытка майдана, то ли просто бунт против президента, то ли еще что-то.
Вот спасибо, Тина, за просвещение! А то слышала, и не знала… а теперь знаю.
Спасибо, Ольга! Вы у меня первый раз с комментарием? Я рада, что Вы стали моим постоянным читателем. Я буду ждать Ваших комментариев. Пишите, не стесняйтесь. У нас здесь все читатели очень доброжелательные.
Огромнейшая благодарность за Ваш труд. Всегда с нетерпением ожидаю на Ваши работы. Ведь это кладезь мудрых, глубоких рассказов, которые расширяют мой кругозор. С уважением Ольга Паска.