Томас Элиот написал «Паломничество волхвов» в 1927 году как текст для
«Паломничество волхвов» стало восьмой, за которой последовало еще четыре, среди которых следует выделить
Элиот сознательно выбрал не только новую веру, но и новое гражданство, отказавшись от американского. То, и другое было непростым выбором и, прежде чем решиться на него, поэт много думал и переживал. Душевные муки и трудности выбора духовного пути наиболее точно выражены именно в этих двух стихотворениях, между которыми много общего.
В обоих случаях речь идет от имени библейских персонажей: старца Симеона, рассказывающего о своих чувствах во время встречи с Младенцем, и одного из трех волхвов, вспоминающего тяжесть пути, который проделали
В том и другом случае – это размышления о том, что принесло миру и лично каждому из них
В стихотворении
Этот выбор означает одно: тяжелый опыт духовного перерождения, это вызов, заставляющий переосмыслить собственный прошлый опыт и обрести в мучениях новый. Однажды архиепископ Кантерберийский, доктор Уильямс, в своей Рождественской проповеди сказал:
«Вера – это что-то из ряда вон выходящее, что разрывает наш мир, что призывает нас повернуться, увидеть и замереть, как когда-то замер на месте Моисей, увидев Неопалимую Купину. Вера начинается с момента, когда мы замерли, когда уже не можем продолжать идти так, как шли до этого момента. И это - большой вызов, требование, сопровождаемое переменой взглядов и утратами, и потому эта перемена очень болезненна...». И далее, в подтверждение своих слов, он цитирует «Паломничество волхвов» Томаса Элиота:
Давно это, помнится, было,
Но я и теперь пошел бы, только спросил бы,
Это спросил бы,
Это: ради чего нас послали в путь,
Ради Рожденья или Смерти? Конечно, там было
Рожденье, Мы сами свидетели. Я и до этого видел рожденье и
смерть,
Но считал, что они не схожи; это же Рождество
Было горькою мукой для нас, словно Смерть, наша
Смерть.
Мы вернулись домой, в наши царства,
Но не вернули себе покоя в старых владеньях,
Где люди ныне чужие вцепились в своих богов
И вот я мечтаю о новой смерти.
(Отрывок. Пер. А.Сергеева)
Открывает стихотворение "Паломничество..." цитата из проповеди епископа семнадцатого века Ланселота Эндрюса, произнесенной им в присутствии короля Англии Джеймса I. И далее Томас Элиот описывает всю физическую тяжесть пути трех волхвов, используя слова и выражения, нагнетающие атмосферу духовного распада и пустоты, в которой угадывается и личный опыт поэта.
Ветер, снежная каша под ногами, холод, враждебность людей в городах и грязь в деревнях, непомерно высокие цены на постоялых дворах, гаснущие от ветра костры, брань погонщиков, недосып и голоса, что их затея – сплошное безрассудство. Невольно возникает аллюзия на путь евреев через пустыню, стенавших об утраченном египетском мясе и луке, упрекая Моисея, что тот завел их в пустоту, голод и мрак.
«В холод же мы пошли,
В худшее время года
Для путешествия, да еще такого:
Дороги — каша, и ветер в лицо,
Самая глушь зимы».
И верблюды постерли ноги и спины
И упрямо ложились в тающий снег.
Мы иногда тосковали
По летним дворцам на склонах, террасам
И шелковым девам с блюдом щербета.
Проводники и погонщики бранились, ворчали,
Сбегали и требовали вина и женщин.
И костры угасали, и всем шатров не хватало,
И враждебность в больших городах, и неласковость
в малых,
И грязь в деревнях, и непомерные цены:
В трудное время пошли мы.
В конце мы решили идти всю ночь,
Спали урывками,
И голоса напевали нам в уши, Что все это безрассудство.
(Отрывок. Пер. А Сергеева)
«Песнь для Симеона» тоже начинается с описания зимы. Есть здесь сходство и с опытом Давида, восклицавшим в псалме, что Господь оставил его на растерзание ненавидящих и восстающих на него. Старый мир, по мнению Элиота, всегда заканчивается хныканием, ничего нового в этом нет.
И это всегда так на пути духовных поисков, когда прошлый опыт уже не годен, а нового еще нет. В обоих стихотворениях «Паломничество волхвов» и «Песнь для Симеона» речь идет о межвременьи, когда наступил конец старого мира и началось новое время.
Томас Элиот, пройдя через внутренние духовные скитания, тяжелую адаптацию к английской жизни, через психическую болезнь жены, развод, разочарование и депрессию, осмысливает собственный опыт и заключает: путь обретения новой веры и новой жизни очень тяжел, настолько тяжел, что и Симеон, и маг, оба выбирают смерть.
Во второй части «Паломничества волхвов» Томас Элиот рассказывает уже о будущем, которое видят маги, придя на равнину: ранняя весна, тепло, Пасха, Распятие (три дерева), люди, кидающие жребий, белый конь (Смерть из Апокалипсиса), тридцать сребреников, пустые старые мехи и виноградная лоза над дверью таверны. Но эти люди ничего еще не знают о
И вот на рассвете пришли мы к спокойной долине,
Где из-под мокрого снега остро пахла трава,
И бежала река, и на ней мельница билась о тьму,
И под низким небом три дерева,
И белая кляча ускакала от нас на лугу.
И пришли мы в корчму с виноградной лозою
над дверью,
Там шестеро кости бросали ради сребреников,
Толкая ногами мехи из-под выпитого вина.
Но никто ничего не знал, и снова мы вышли
И прибыли вечером, ни на минуту не раньше,
Чем было надо; и это, пожалуй, неплохо.
И волхвы, и Симеон приходят вовремя:
Вторая часть о пророческих видениях, рассказывающая о том, что будет происходить с Младенцем в будущем и что пришло в мир вместе с Ним. И здесь Рождество смыкается со Смертью, начало – с концом. Особенно много пророческих видений о последних днях Иисуса в «Песне для Симеона».
Томас Элиот делает такой акцент не случайно, потому что Смерть Спасителя и потом Его Воскресение – ключевые в христианстве. Впечатлённые увиденным,
«Паломничество волхвов» - это стихотворение о судьбе и пути каждого человека. Большая часть этого пути тяжела и мучительна, связана с сомнениями, соблазнами и потерями, но духовное путешествие заканчивается обретением веры, а смерть – это лишь дверь в лучший мир.
Каждая строчка «Паломничества...» наполнена драматическим опытом поэта, в них нет никакой романтики, есть философское осмысление собственной жизни и личного опыта обретения веры. «Паломничество волхвов» переводили многие, в тексте дан перевод Андрея Сергеева. Ниже предлагаю перевод Я. Пробштейна.
"И вышли мы в стужу,
В самую худшую пору
Для странствий, для столь долгого странствия:
Дороги размыты и ветер неистов -
Самая тьма зимы".
И верблюды, упрямые, сбившие ноги, стёршие спины,
Валились в тающий снег.
Иногда мы сожалели
О летних дворцах на склонах, террасах,
О девах в шелках с шербетом в руках.
И роптали, бранились или сбегали
Погонщики, требуя женщин и выпивки.
И костры угасали, и шатров не хватало,
А города враждебны, селенья недружелюбны,
И деревеньки грязны и дóроги для постоя -
Тяжкое время для странствий.
Под конец мы решили идти всю ночь напролёт,
Урывками спали,
А голоса пели над ухом, твердя,
Что это безумство.Наконец, на заре пришли мы в сырую долину,
Где, из-под снега пробившись, благоухала трава
И бежала река, и водяная мельница воздух взбивала во тьме,
И три дерева на фоне нависшего неба,
И старая белая лошадь ускакала на луг.
И пришли мы в таверну, где над дверью лоза винограда свисала,
У двери открытой шестеро в кости играли на сребреники
И ногами пустые винные мехи пинали.
Но мы ничего там не узнали и двинулись дальше,
И под вечер мы прибыли, ни минутою раньше,
И нашли это место; пожалуй, хоть это было неплохо.И было это, помнится, очень давно,
Но я бы проделал весь этот путь, хочется знать лишь,
Узнать лишь сие:
Мы проделали весь этот путь во имя
Рожденья иль Смерти? Рождество было, конечно,
Мы очевидцы, и это бесспорно. Но я видал и роды и смерти
И полагал, что роды от смерти отличны. Но сие Рождество
Было ужасною мукой для нас, как сама Смерть, наша смерть.
И в свои края мы вернулись, в царства эти,
Но как дома не чувствуем больше себя в старых пределах,
Где чуждый народ вцепился в старых богов.
Я был бы рад ещё одной смерти.
(Пер. Я. Пробштейна)
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Бегство в Египет
- Новогоднее яблоко
- Святые и страшные вечера. Ч.3. Гадание
- Иосиф Бродский-2. Рождественский цикл. Окончание
- Бефана и Праздник трех Королей
- Константин Победоносцев. Рождество Христово
- Рождественские традиции Средневековой Англии
- Джон Милтон. На Утро Рождества Христова
- Волхвы
- Вечера Святые и страшные. Ч. 1. Вечера Святые.
Спасибо, Карина!!! Еще раз — уже с наступившим Новым годом! Праздники продолжаются, но еще продолжается Рождественский пост и потому ожидание волшебства продолжается..
О личном опыте воцерковления у меня есть несколько текстов, т.к. тогда вела очень подробный дневник, но будет ли это интересно другим?
Поверьте, Тина, солнышко, личный опыт всегда другим интересен !!!
Буду с надеждой следить за вашими работами, хотя я и так читаю все ваши
посты. Только вот этот пост про волхвов меня просто поразил
и пронял ! Я нашла у вас свою жемчужину !
И спасибо вам большое за это. Вот уж верно, никогда не знаешь,
как твоё слово отзовётся.
Удачи Вам, Тина !
Карина, я очень рада, что Вы стали постоянным читателем блога. Не так много тех, кто в открытую заявляет о своей позиции и готов ее отстаивать. Согласна, что вера — это глубже, интимнее, сердечнее, чем религия. К сожалению, много стало религиозных и мало верующих. Но, наверное, так и должно быть, потому что вера требовательна и даже ревнива, а религия поверхностна и всеядна. Но вера не должна превращаться в фанатизм, а религия — в фарисейство, что в том и другом случае происходит слишком часто. О личном опыте воцерковления у меня есть несколько текстов, т.к. тогда вела очень подробный дневник, но будет ли это интересно другим? Не уверена, хотя подумаю…
Спасибо за поздравления и пожелания в укреплении моей слабой веры, которая уже кажется ближе к неверию, чем к вере. Но надеюсь, что все это временно и преходяще. Скоро Великий Пост, которого всегда жду с надеждой и страхом и надеюсь, что он поможет укрепиться. Счастья Вам и до новых встреч!
Вот если бы вы сделали пост на эту тему, Тина, милая, в преддверии Рождества,рассказав о вашем опыте!
Как было бы интересно и здорово !!!
Человеку даже верующему всегда требуется укрепление в вере, что же говорить о тех, кто только на перепутье или тех, кто только одним глазом эту тему почитывает.
Хочу отметить, что для меня между религией и верой
нет знака равенства.
Религия—это обрядовость и фанатизм, на мой взгляд.
Веру я себе представляю в виде спасительного острова, вокруг которого океан с высокими волнами. Человек всю жизнь гребёт к спасительному острову, ему кажется вот берег уже близко, но вдруг подводное течение уносит человека от спасительного берега и надо снова набираться сил, преодолевать скорби и боль, разочарование и уныние.
Спасибо вам, солнышко, что удостоили чести и назвали
моё имя в поздравительном посте. Благодарю вас, милая !
Пусть Господь всегда согревает ваше тонкое, трепетное сердце , укрепляет вас, подаёт спасительные сигналы
и радует вас надеждой.
Да, со мной это случилось. И после этого я уже не могла не креститься. Так я пришла в храм. Я люблю слушать лекции Осипова, в них очень много того, с чем я абсолютно согласна. И в том числе о семени Святого Духа, которое человек получает и которое обязательно прорастет, если человек будет трудиться.
» …кто по-настоящему пережил однажды озарение.»
Тина, простите, вы говорите о себе, у вас было озарение ?
Это не праздный вопрос. Через озарения и чудеса человеку
помогают, ведут к роднику с Живой Водой.
«…уже прошло со дня крещения уже почти двадцать лет… »
Профессор богословия Осипов пояснил, что после крещения человек
как бы получает семя Святого Духа и это семя может прорасти, а может
нет, а может после долго времени пойдёт в рост.
Спасибо, Карина, огромное за понимание!!! Путь вхождения в христианство действительно очень тяжел. Знают это по себе многие, кто по-настоящему пережил однажды озарение. Я многого не могу в себе преодолеть, хотя уже прошло со дня крещения уже почти двадцать лет, но надеюсь, что с Божьей помощью мне кое-что удастся. И спасибо, что Вы порадовали своих друзей моим постом с великолепными стихами Томаса Элиота. С наступающим Вас Новым годом и Рождеством! Все у нас получится, потому что дорогу осилит идущий.
Хочу поблагодарить вас, Тина, за чудесную статью. Выпила её, как стакан чистой воды.
«Выбор христианства— это тяжёлый опыт духовного перерождения, это вызов, заставляющий переосмыслить собственный прошлый опыт и обрести в мучениях новый»— сказано в статье.
Просто поразительно, как в двух словах изложена вся суть христианства !
И именно » тяжёлый путь духовного перерождения» хотелось бы успешно пройти.
И ещё. До вашей статьи я задумывалась о волхвах. И сейчас то дорог нормальных нет,
а тогда… Было и опасно и языковой барьер мешал сильно, холодно и тяжко им было,
но их вела Высшая Сила.
Пусть народ узнает о них больше.
Огромное вам спасибо, солнышко. Я эту статью послала своим друзьям и опубликовала
у себя в дневнике, сохранив ваше имя.
Они слабы в бытовых вопросах, а в духовных — как раз сильны. Как и вообще люди творческие. По крайней мере, в своем большинстве. Некоторым удается совмещать то, и другое, но все-таки это скорее исключение.
«Паломничество волхвов» — это стихотворение о судьбе и пути каждого человека. Большая часть этого пути тяжела и мучительна, связана с сомнениями, соблазнами и потерями, но духовное путешествие заканчивается обретением веры, а смерть – это лишь дверь в лучший мир.
——————————————————————
…. Поэты — пророки, не теряющие веры в светлое будущее, но в иной жизни… Странно, что их считают слабыми, мне кажется это самый устойчивый тип человека.