Какую икону класть на аналой в
Литургическое прославление Воскресения давно и прочно устоялось, в нем нет никаких вариаций и изменений: пасхальная служба всегда, из года в код, из века в век идет одинаково. Давно отзвучали богословские споры, когда праздновать Пасху и по какому Уставу: в Типиконе все расписано с точностью до запятой и двоеточий.
И совсем иная ситуация с иконой Воскресения. Когда два года назад на одном из своих занятий в воскресной школе рассказывала о существовании двух типов разных образов Воскресения, мне было очень удивительно, что большинство моих слушателей отдали предпочтение вовсе не богословски-насыщенной иконе православного письма, часто именуемой «Сошествие во ад», а иконе, не имеющей ни в Евангелии, ни в богословии никакого обоснования, зато имеющей давнюю католическую традицию.
На этой иконе Господь восстает из гроба в белой пелене и с белым флагом в левой руке – символом торжества победы над смертью (к этому образу мы еще вернемся). Из этой ситуации ясно одно: на протяжении всей двухтысячелетней истории христианства иконография Воскресения Христова менялась больше, чем любой другой образ и получила разную традицию в восточном и западном христианстве.
И сегодня простому народу оказался ближе прозрачный и понятный образ Воскресения, где Иисус Христос восстает из гроба, а не та византийская и древнерусская икона с образом Иисуса, Который нисходит в Ад, побеждает смерть и выводит праведников из преисподней, ставя последнюю точку в истории Спасения.
Ситуация усугубилась тем, что в семнадцатом веке композиция иконы "Сошествие во ад" значительно усложняется и становится малопонятной. На этой иконе Иисус удваивается: в верхней части Он изображен Возносящимся из гроба (по католической традиции), в нижней – Он сокрушает Ад и выводит праведников в рай - по православно-византийской традиции.
Но все четыре евангелиста рассказывают о явлении Ангела (или двух Ангелов)
Как свидетельство тому Ангел показывает оставленные пелены и передает им слова Иисуса, чтобы они сообщили эту радостную весть Его ученикам. Другими словами, единственными свидетелями и очевидцами Воскресения Христова были Ангелы, которые не только видели Его Воскресение, но и беседовали с Иисусом после случившегося.
И только это символическое изображение - единственный образ, который может быть назван Пасхальной иконой. Так считает один из самых глубоких знатоков иконографии русский иконописец Леонид Успенский, а вслед за ним и другой иконописец -
Иконы, фрески и картины с образом жен-мироносиц у гроба с восседающим на камне Ангелом существуют издавна: они были самыми популярными вплоть до VI века. Один из самых известных образов этого типа - фреска «Жены у гроба» храма Вознесения в Милешеве (Сербия), которая датируется началом XIII века.
На фреске изображен Ангел, восседающий на камне в форме куба как на престоле. Он - центр композиции. Жены-мироносицы, значительно меньших размеров, выглядят маленькими и испуганными, оттеняя размерами фундаментальность и основательность Небесного посланника.
Античная монументальность Ангела является не столько внешней его характеристикой, сколько внутренней, а его подчеркнутая телесность, красота, просветленность и мажорность передают радость и ликование от случившего.
Кроме свидетельства Ангелов женам-мироносицам, согласно Евангелию есть много тех, кто видел, если и не само Воскресение, то Воскресшего Иисуса - точно. Эти свидетельства составляют единый Воскресный цикл, но ни один из его образов не являются Пасхальной иконой.
К циклу относятся такие сюжеты как «Уверение Фомы», встреча Иисуса и
Однако, прежде чем появились иконы и фрески Воскресного цикла, древнехристианское искусство в силу принципиальной неизобразимости Восресения, изображало его символически или аллегорически. Чаще всего использовалась история пребывания Ионы во чреве кита, о чем говорил сам Иисус, а также различные предметы, животные и растения, так или иначе связанные с Возрождением и Воскресением.
Это были Ной, Иов, история трех отроков и Даниила во рву со львами, вознесение Илии-пророка, воскрешение Лазаря, а также образы дверей, птиц феникса, павлина, орла и даже цифровые обозначения, например, цифры восемь, символизирующей идею вечности и будущего века.
После запрещения в VII веке символических изображений жизни Иисуса, впервые стали появляться иконографические образы евангельских событий, в том числе и свидетельств Воскресшего Спасителя, но иконографии с идеей победы Иисуса над Смертью и разрушением Ада не было.
Только в VIII веке в Византии появляется композиция «Сошествие во ад». В IX веке икона с этой композицией пришла в Древнюю Русь, получила название "Воскресение Христово" и стала самой популярной. Этот образ очень глубокий и богословски насыщенный. Он воплощает главную идею Пасхи - спасения человека от смерти.
От горьких трав и пресных лепешек – к сладким куличам и творожной пасхе христиан, символически завершающих скорбный путь спасения Торжеством и Победой. Но образ композиции "Сошествие во ад" постепенно менялся, усложняясь и обрастая множеством мелких деталей.
Из богословского образа он превращался в простую иллюстрацию апокрифического Евангелия от Никодима, подробно рассказывающего, как происходило нисхождение Иисуса во Ад, как он победил Сатану и как свершилось Воскресение Христово.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Действие иконы
- Икона Сретение Господне
- Джон Донн. Алхимия болезни. Часть 3
- Русские поговорки. Огонь и попа жжёт
- Иоанн Предтеча. Рождество
- Василий Кандинский. В поисках духовности
- Бенедикт Спиноза: смерть и бессмертие. Окончание
- Борьба за священство. Статья 2
- Пьер Абеляр. У времени в плену...
- Смерти нет