Александра Экстер (1882 г.р.), урожденная Григорович, жила на сломе веков, когда традиционное искусство уступало место искусству новому: непонятному, яркому, феерическому.
Но становление Экстер как художника было связано не с Россией, а с
В
Александра Экстер умирала в небольшом городке под Парижем Фонтене-о-Роз в полном одиночестве, нищете и совершенно больная. В последние два года жизни она собирала и укладывала в коробки свой архив, чувствуя, что жить ей осталось недолго. В годы войны Экстер выжила только благодаря помощи друзей, в частности, Симона Лиссима, ее ученика, эмигрировавшего после октябрьской революции в США.
Сегодня картины Экстер продаются на аукционах за миллионы, за ними гоняются коллекционеры, их подделывают, что является признаком популярности, и многое из выставляемого под ее именем, требует тщательной экспертизы на подлинность.
Самой дорогой картиной Экстер, проданной более чем за миллион фунтов стерлингов, является «Венеция» (1925). Картина - настоящий праздник цвета и света. Многочисленные мостики, дворцы и храмы - все наполнено звуками радости и счастья.
работала в Москвошвее, создавая парадный мундир для Красной Армии и эскизы модной одежды. Придавая большое значение красоте быта, она делала эскизы платков, скатертей, шарфов, многому научившись у
Еще живя в Париже, Экстер привозила очень много интересной информации о новых веяниях в европейской живописи, знакомя художников и знакомых с последними новинками европейского авангарда. Ее киевская квартира превратилась тогда в своеобразный культурный салон, а позднее – в центр авангардного искусства. В квартире бывали Ахматова,
В 1915 году Экстер примкнула к группе
В 1916 году ее пригласил на работу в Камерный театр Таиров, первым заметив ярко выраженную театральность ее работ. Сотрудничество было очень плодотворным, хотя длилось недолго, всего пять лет, и закончилось полным разрывом.
Вместе они поставили три спектакля: по пьесе
Экстер впервые отошла от горизонтальных декораций, предложив вертикальные. Все действия «Ромео и Джульетты» разворачивались на семи мостиках, расположенных на разных уровнях, и одновременно соединяющих дома Монтекки и Капулетти.
К настоящему времени сохранилось достаточно много эскизов костюмов, но ни одного живого, а все попытки сшить их заново оканчились неудачей. Материал, мастерство и многое другое утрачены навсегда.
Но переходя к кубизму и особенно к кубофутуризму, все сильнее и насыщеннее становились цвета, словно выплескивающиеся за пределы форм. Кубофутуристические костюмы были характерны не только для спектаклей Таирова, но и для кинофильма Протазанова «Аэлита», для которого она создала сверхнеобычные для того времени костюмы.
Во всем, что она делала и чем занималась, а занималась Экстер не только живописью и театром, но и создавала рукотворные книги, увлекалась гончарным искусством, преподавала, она всегда придавала главное внимание качеству исполнения. И закончить хочу этот небольшой рассказ о замечательной, но малоизвестной художнице русского авангарда стихотворением Анны Ахматовой, посвященным Александре Экстер.
Старый портрет
А.А. ЭкстерСжала тебя золотистым овалом
Узкая, старая рама.
Негр за тобой с голубым опахалом,
Стройная белая дама.Тонки по-девичьи нежные плечи,
Смотришь надменно-упрямо;
Тускло мерцают высокие свечи,
Словно в преддверии храма.Возле на бронзовом столике цитра,
Роза в граненом бокале...
В чьих это пальцах дрожала палитра,
В этом торжественном зале?И для кого эти жуткие губы
Стали смертельной отравой?
Негр за тобою, нарядный и грубый,
Смотрит лукаво.
(А.Ахматова. Осень 1910. Киев)
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Аршиль Горки. Параллельная вселенная
- Инге Лоок. Веселая философия жизни
- Китайское девушки Се Чую
- Владимир Ленин. Взгляд с другой стороны
- Азбука Александра Бенуа. Окончание
- Аристарх Лентулов: солнечный художник
- Нико Пиросмани: осветляющий черноту
- Магический реализм Мартины Хоффман
- Макс Эрнст. Окончание
Ролик замечательный, и все сошлось: яркая Экстер и нежная музыка Шнитке.
Рука Экстер и мелодия Шнитке — просто великолепие!
Спасибо, Игорь, за интерес к русским художникам-авангардистам. Я очень люблю русский авангард и написала уже о многих.
У русских эмигрантов первой волны мало у кого сложилась счастливо судьба, большинство не смогло вписаться в другую среду и хотя как-то жили, чего-то добивались, но признания получили немногие из них. Печально. Но это цена революции.
Спасибо Тина… не знала я, что у Экстер такая интересная судьба и такой грустный конец её.
Тина, я не художник, но мне интересно!
Посмотрю и прилагаемые посты.