В 1898 году, в сорок лет, попробовав себя в разных качествах и профессиях (матроса, актера, художника, путешественника) Эжен Атже покупает фотокамеру и, не имея специальной подготовки, самоучка и дилетант, становится фотографом-профессионалом, сделавшим более десяти тысяч изображений, запечатлевших призрачный Париж, медленно погружающийся в прошлое.
Фотограф сразу определился со своими «клиентами» - уходящая городская натура старого Парижа и его окрестностей. Увлеченный французской литературой XIX века, Эжен стремится сохранить
Он снимает длинными планами, с разных точек зрения, в разное время, создавая свой неподвижный мир, бросающий вызов времени. Медленно и методично в течение тридцати лет он снимает квартал за кварталом, улицы, парки, дверные проемы, аркады, фасады, дома, дворы, витрины, экипажи, лестничные пролеты, детали интерьеров старого Парижа, строго их каталогизируя и придумывая собственную систему нумерации.
Закоулки, особнячки, замки, маленькие магазинчики и кабаре, отживающие уличные профессии шарманщиков, старьевщиков, мелких продавцов, пригороды и окрестности Парижа с его удивительными парками, а в конце жизни – крючковатые деревья, олицетворяющие его собственную, тоже уходящую в прошлое, жизнь.
Атже преследует единственную цель – заархивировать, успеть задокументировать то, что уже завтра исчезнет навсегда. И хотя он часто возвращается на прежние места, но только затем, чтобы запечатлеть происходящие там перемены.
Даже свою старую камеру, самодельную, с треножником он никогда не менял, хотя в двадцатых годах уже мог купить новую. Но на все предложения отвечал: «Я думаю медленнее, чем она снимает», и отказывался. Как-то другой фотохудожник Билл Брандт сказал: «Любая фотография, сделанная фотохудожником, в какой-то степени автопортрет – все дело в его индивидуальности».
Это в полной мере относится к Эжену Атже. Верность прошлому, несуетливость, методичность, особый взгляд на старину сделали Париж и его окрестности под фотокамерой Атже похожими на сказочный сон, легенду, мечту, выросшую из реальности, но туда не вернувшуюся. Именно это привлекало сюрреалистов в его снимках.
Впервые фотографии Эжена были опубликованные
В 1964 году Эббот выпустит книгу «Мир Атже», а в 1968 отдаст всю свою коллекцию фотографий мастера в Музей современного искусства Нью-Йорка, который с тех пор начинает регулярный показ его фотографий. В 1968 Беренис Эббот скажет:
его «будут вспоминать как историка-урбаниста, истинного романтика, влюбленного в Париж, Бальзака камеры, из творчества которого мы можем сплести огромный гобелен французской цивилизации».
На снимках Эжена Атже нет взрывных эмоций, как у
Миф о наивности Атже возник почти сразу после его смерти, и получил распространение благодаря монпарнасскому поэту Пьеру Макорлану, написавшему в 1930-м году введение к первой книге фотографий Эжена. Позднее оно было перепечатано в американской прессе.
Статья Беренис Эббот о том, что мастер был глубоко интеллигентным, изощренным в артистизме человеком и настоящим художником, оказалась гласом вопиющего в пустыне. Он был услышан только в конце шестидесятых годов.
Дело в том, что фотограф сознательно уходил от художественной и живописной риторики, пустое пространство и статичность изображений - это знаки и символы, создающие ностальгическую тревожность и странность существования, сближающие его с сюрреализмом и экзистенциализмом.
Но по мере того, как искусство Эжена Атже начинает становиться предметом анализа, он постепенно приобретает репутацию фотографа, который так ловко умел прятать свою руку и индивидуальность, что зритель был уверен, что их просто нет. Критики и зрители воспринимали его фотографии просто как окна, через которые предмет входит в фотографию помимо фотографа.
Но под этим поверхностным взглядом лежит стиль настолько тонкий и глубокий, что никому до сих пор не удалось его повторить. Уникальность мастерства Атже заключается в его бережном отношении к своему предмету, в максимальном приближении фотографии к зеркалу, потому что чем ближе к зеркалу, тем больше тайны, тем более она неуловима и неописуема: ее магию можно только почувствовать.
Стиль Эжена Атже не оставался одним и тем же на протяжении трех десятилетий, постепенно эволюционируя от максимальной объективности ко все большему проявлению личностного отношения к увиденному. Особенно это заметно, если сравнивать ранние и поздние его фотографии. Первые сделаны, как правило, в полдень, когда почти отсутствуеют тени.
Свет здесь не играет никакой роли, он бесстрастен. Это фотографии, сделанные в первые четыре года (1898-1902): "Торговец абажурами", "Старьевщик", "Шарманщик" и другие. В поздних фотографиях свет становится фактором настроения. Мастер перестает фотографировать объекты в полдень, переместив время съемок на раннее утро и ранний вечер, когда все находится в легкой дымке тумана.
Все чаще на снимках появляются тени, становясь преобладающими в поздних фотографиях (Парк Сен-Клу,
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Диана Арбус: инаковость
- Йозеф Судек: И музыка играет...
- Филипп Халсман: охотник за откровениями
- Александр Родченко. Магия перспективы
- Ночной Париж Брассаи
- Эллиот Эрвитт
- Ирвин Пенн – живописец моды
- Альфред Стиглиц: любитель - от слова любить
- Скандальный Дэвид Гамильтон
- Бэкон-2
Спасибо, Лилли! Я рада, что Вы откликнулись (знала, что обязательно отзоветесь на этот пост и не ошиблась). Жарко и многие летом предпочитают не заходить в Интернет: и без того много дел, да и отдохнуть хочется от всякой цивилизации. Спасибо за пожелания. И Вам — счастливого отдыха. За фотографии не беспокойтесь, это не к спеху. Вот когда начну писать текст (в планах) про историю любви Северянина и Фелиссы Круут, то они могут пригодиться, но это пока не к спеху.
Тина, здравствуйте, и спасибо Вам!
Замечательный рассказ!
Я в Таллинне, про свое обещание фотографий помню, пока столько впечатлений реальных, очень редко «залезаю» в виртуальный мир летом…но, Ваши чудесные материалы помнятся, влюбляюсь в них, а заодно, обожаю и Вас!!!))
Вам, Тина, и всем Вашим читателям-поклонникам — прекрасного теплого лета!!!
Я верю. Иначе бы Вы не читали его.
Да, когда мне нравится кто-то из писателей, то я хочу прочесть его все. Наверняка я делилась с вами восторгами о Жестяном барабане, сейчас вот нырнула в Собачьи годы… очень мне нравится слово Грасса.
Я очень рада, что Вы оценили этого мастера. Я в него влюбилась, вернее в его фотографии. Это все то, что я люблю, в том числе и то, что нашла о самом фотографе. Злата Прага — это не Йозеф Судек? Он же фотографировал в основном ее.
Про Гюнтера Грасса Вы мне писали, что читаете его книгу, правда, не написала, какую. Вы мне очень советовали почитать его. У меня есть его «Жестяной барабан». Вы меня заинтересовали и заинтриговали. А умер он совсем недавно — в апреле прошлого года.
Как я люблю такие кадры! Спасибо, Тина.
В далеком детстве я обожала книгу Злата Прага, это был увесистый альбом с великолепными кадрами города, я часами погружалась в черно-белые силуэты великолепной архитектуры Праги, навеки оставшейся во мне несбывшейся мечтой 😉
Недавно прочитала «Фотокамеру» Гюнтера Грасса … очень созвучно ( почему-то)