Никто точно не знает происхождение слова «лубок», вероятно, оно ведет свое начало от слова «луб», обозначающее внутреннюю часть липовой коры. Она использовалась в качестве кровли для крыш, плетения кузовов и лаптей, изготовления гравировальных досок для лубков, и т.д.. И хотя потом появились лубочные картинки, печатавшихся с металлических пластин, их по-прежнему называли лубками.
Первые лубочные картинки появился в начале шестнадцатого века во времена правления Ивана Грозного. Известна, например, лубочная икона
Но среди знати и просвещенной публики лубок считался чем-то неприличным и низкопробным, символом дурновкусия, безграмотности и даже подлости. Барков, известный как автор «Луки Мудищева» (что некоторыми, правда, оспаривается), называл эти картинки гнусными, а сатирик Кантемир с высокомерием утверждал, что его книги никогда не будут на одной полке с лубочными.
Поэтому естественно, когда появилась первая лубочная книга
Хотя на западе это было вполне обычным делом: там очень популярными считались
Но чтобы такие картинки украшали славянскую Библию – этого даже в мыслях ни у кого не было! Потому, увидев тогда то, что сотворил народный умелец Василий Корень, власти усмотрели в этом ересь и крамолу. В результате весь тираж в тысячу экземпляров, напечатанный народным мастером с гравюр собственного изготовления (на что ушло четыре года) и весь раскрашенный вручную, был уничтожен.
Сохранился каким-то чудом единственный экземпляр из 36 листов: двадцать - на «Бытие» и шестнадцать – на «Апокалипсис». Эта лубочная книга сегодня большая редкость, библиографическая и историческая ценность. В Светском Союзе выпускалось ее репринтное издание, стоившее тогда по нынешним временам копейки.
Но, несмотря на такой печальный опыт издания первой лубочной книжки, попытки Василия Кореня не пропали. Этот самородок стал основоположником не только нового жанра, но и оказал огромное влияние на русский лубок в целом и в конечном итоге - на русскую живопись и
В XVII веке книга Кореня была уничтожена как низкопробная и недостойная Писания, но в XVIII веке такие книги печатались уже огромными тиражами: не было ни одной избы и ни одного купеческого дома, где лубком не украшались бы стены. А в концу XIX века лубок стал предметом коллекционирования, серьезного изучения и классификации, потеряв уничижительный смысл.
Первыми и самыми распространенными лубками были религиозные, заменявшие крестьянам дорогие иконы, но потом появились и светские, иллюстрировавшие народные поговорки и пословицы, сценки из крестьянской жизни, такие как ухаживание и сватовство, были лубки, изобличающие пороки и рассказывающие о добродетелях, а также лубки, обучающие арифметике и грамматике.
Популярными были лубки с народными сказаниями о
В конце концов, и светские власти стали использовать лубок, чтобы донести до народа свои указы, прокламации и новости, а лубочные мастера выступали первыми критиками, печатая лубки с острыми политическими комментариями и карикатурами на власть предержащих. Фактически лубок стал прототипом сегодняшних СМИ.
Самыми известными лубками стали картинки с изображениями кота Мурлыки, которого хоронят мыши, сказочных птиц Алконоста и Сирина, первая их которых была символом смерти и скорби, а вторая – красоты и счастья. Лубки использовались и как реклама, и как память о важных событиях, как, например, лубок о том, как в 1760 году в Белом море поймали огромного кита, в 1766 году случилось извержение Везувия, а в 1769 году появился метеор.
Самым известным коллекционером лубка был судья Дмитрий Ровинский, издавший девять томов собственных исследований по лубку с огромной личной коллекцией. Он был не просто коллекционер, что было не удивительно. Но, не имея специального художественного образования, Ровинский превратился в крупного ученого-искусствоведа, совмещая свою профессиональную деятельность судьи с кропотливой работой по изучению русской гравюры и ее описанию.
Будучи юристом по образованию и чиновником по роду службы, Дмитрий Александрвич сильно отличался по своему поведению от петербургской чиновничей элиты. Он был большим оригиналом, о котором ходили легенды, такие же, как и о
С юности у него было хобби – собирать гравюры западноевропейских мастеров, но поскольку это было дорогим удовольствием, а таких капиталов, как у купцов Морозова и Третьякова он не имел, то решил последовать совету своего приятеля Михаила Погодина: начать собирать русскую гравюру, прежде всего, народный лубок, который стоил тогда копейки, а издавался огромными тиражами.
Так было положено начало самой крупной и уникальной коллекции русского лубка. В изданных им девяти томах содержится 1780 лубочных картинок и 2880 страниц с их описанием. На этот труд Ровинский положил двадцать пять лет жизни, а основной его целью была одна – пробудить интерес к русской гравюре. И он ее безусловно достиг.
Русский лубок, как религиозный, так и светский, просуществовал вплоть до революции семнадцатого года и стал ярким явлением русского народного фольклора. К счастью, традиция лубка не умерла, и сегодня есть художники, работающие в этом стиле. Об
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Магический реализм Бориса Забирохина
- Русская пища: картофель против репы
- Анализ выражения "Наставить рога"
- Колодцы. Сакральные и метафизические смыслы
- Праздник Сретение Господне
- С.Федорченко: мистификаторы и литераторы
- Щедруха. Окончание
- Степь да степь…
- Щедруха
- Зеленые святки
Спасибо!
Тина, привет! Про мышей — отлично!
Спасибо!
Отлично. Очень рада была найти хороший текст. Спасибо. Ирина.