Русский период М.Шагала длился, с перерывом на короткие четыре года обучения в
Художник всегда оставался сам по себе, не присоединяясь ни к одному из авангардных течений, ни в России, ни в Париже. Приверженец фигуративного искусства, Шагал оставался, по сути, традиционалистом, в том смысле, что всегда опирался в своем творчестве на национальные традиции: еврейские, белорусские, русские, оставаясь им верным до конца жизни. Эта фольклорная основа не была вытеснена французскими влияниями, а только обогатила ее.
Именно в
Не случайно в картинах мастера тех лет так много парящих над землёй людей, так много поэтического в земных пейзажах родного Витебска, так сильны порывы к мировой гармонии и безграничному счастью. И даже в трагических событиях смерти, войны и революции, когда рушатся все привычные основы жизни, всё сдвигается со своих мест, в романтических картинах молодого Шагала проявляется тяга к свету, праздничности и сказке.
М.Шагал – великий преобразователь обычной жизни – в праздник, простой прогулки – в полет, дня рождения – в объяснение любви. Особую роль в жизни мастера сыграл Витебск, который постоянно появляется в его картинах как особый символ. Это - не просто город, в системе координат художника - это центр мира, колыбель и источник его творчества и вдохновения.
В книге о своей жизни художник рассказывает, как в детстве любил забираться на чердак и любоваться городом с высоты: его улицами и домиками, прогуливающимися барышнями и мужчинами-хасидами, медленно двигающимися коровами и курами, церковью, заброшенным кладбищем на окраине города, дорогами и заборами. Вместе с Витебском в него вошли еврейский быт, еврейские праздники, еврейская национальная культура, которые он поднимает до уровня общечеловеческих смыслов. М.Шагал создал свой
Потом в семье родилось еще семь сестер и один брат. Любимым чтением в доме была Библия, позднее ставшая любимой книгой и для художника, особенно во второй половине жизни. На библейские сюжеты М.Шагал создаст целый цикл, а еще позднее получит несколько заказов на витражи в разных храмах и синагогах: религиозная тема в творчестве художника будет одной из самых любимых и частых.
Моисей хотел рисовать, но отец хотел, чтобы его первенец стал бухгалтером или, на худой конец, приказчиком в богатом доме какого-нибудь предпринимателя. В тринадцать лет мать за пятидесятирублевую взятку (детям евреев запрещалось учиться) устроила мальчика в ремесленное училище, но школу он не любил, на уроках стеснялся выступать и заикался, его оставляли на второй год.
Когда ему исполнилось девятнадцать, он решил поступить в школу живописи витебского художника Ю.М.Пэна, нужны были деньги. С трудом уговорив отца дать ему нужную сумму, он становится учеником Пэна. Но какого же было разочарование, когда юноша увидел, что занятия в школе далеки от того, что в его представлении связывалось с творчеством художника.
Не проучившись и двух месяцев, М.Шагал бросил школу и уехал учиться в Петербург. И опять уговоры отца - дать денег на учёбу. Заветные деньги получены, и юноша отправляется в столицу, надеясь, что там найдет то, что не нашел в Витебске. Петербург тоже не оправдал его надежд: время учебы здесь он назовет потерянным. Но это было не совсем так.
Особое влияние оказывают на юношу символисты, у которых он учится ощущению мистической загадочности и странности мира, его двусмысленности и неоднозначности, умению раскрывать в случайном сокровенные смыслы, в простом – отклик иной реальности. Здесь огромное влияние на него оказал
А были еще К. Петров-Водкин, художники «Голубой розы», «Бубнового валета» с их яркой звучностью и праздничностью цветовой палитры,
(Окончание
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Филипп Халсман: охотник за откровениями
- Василий Кандинский
- Юрий Анненков: Формула лица
- Леон Кософф. Окончание
- Альфа и Омега. Похвала Книге и Человеку читающему
- Поклонение волхвов
- Константин Сомов: декадент и мистик
- Сезанн. Мост над бездной. Часть 1
- Михаил Врубель. Поиски стиля
- Ман Рэй. Эпоха света
О! Буду ждать с превеликим удовольствием!
Да, увидеть М.Шагала «вживую» — великое везение! А я хочу написать текст о библейских образах Шагала. Только чуть позднее. Тема — очень интересная.
С каким удовольствием я прочитала «Мою жизнь» Шагала, так образно и ярко, будто там побывала! А в прошлом году повезло — к нам привозили его работы на библейские темы, ходила на выставку несколько раз!
Могу только присоединиться. Меня больше всего восхищает в нём верность своим корням и традициям.
Удивительный художник…, не перестаю открывать его заново.