соединяя искусство Микеланджело, Энгра, Караваджо и Курбе с искусством классиков XX века Энди Уорхола и Йозефа Бойса, практикуя архаические техники шаманизма с современной философией оптимизма как силы творящей будущее.
Философия оптимизма Мэттью Стоуна далека от наивного или слепого оптимизма, который только и делает, что повторяет как мантру «Все будет хорошо», игнорируя реальность страдания, с одной стороны, а с другой - не оказывая на реальность никакого влияния.
Оптимизм Мэттью – это философия бунта и преодоления. Бунта - против насилия, неудач, культурных стереотипов, страданий и, страшно сказать, против демократии, которую заменяет децентрализацией.
Люди должны отключиться, так сказать, от «центрального отопления», питающего всех теплом от одной котельной. Необходимо переходить к другому типу экономики: от капиталистической конкуренции - к «сострадательной», в которой присутствует взаимодействие и любовь, доброта и поддержка друг друга человеческим теплом и сочувствием.
Образцами для Урхола были византийские иконы
В свете этого становится понятным, почему в наше безрелигиозное время кумиром Мэттью Стоуна является
Он называет себя арт-шаманом, стремящимся оказывать такое же влияние на людей, какое оказывает на них шаман. Модель шамана очень привлекательна для него как художника, поскольку художник живет для того, чтобы вдохновлять других на проявление своего уникального, ни на кого не похожего творческого потенциала. Особенно ярко его шаманизм проявляется в музыкальном творчестве.
Нечто подобное происходит и с художником: искусство,
Какая несовременная философия, скажет кто-то, но он не единственный, кто проповедует такие идеи. Его философия формировалась в кружке молодых людей, собиравшихся вместе, чтобы обсуждать важные для себя вопросы. Эти дискуссии были хороши тем, что в них все точки зрения были приемлемы, каждая имела право на существование.
Среди них не было единого центра власти, который бы накладывал вето на остальные точки зрения. Там никто не стремился дать окончательное определение искусству, красоте или творчеству, считая, что это в принципе невозможно, а любое определение - смерти подобно.
Терпел поражение тот, кто желал стать единственным лидером и идеологом, подавляющим все остальные точки зрения. Но неудачи - залог оптимизма и продвижения вперед, а значит, созидания будущего.
В этом неформальном клубе создавалась модель такой социальной среды, в которой разные идеи могли существовать одновременно и переплетались так, что определить их авторство было невозможно. Отсюда на фотографиях Мэттью Стоуна переплетение разных человеческих тел с разным цветом кожи и разного пола.
Они переплетаются не только между собой, но и с другими плоскостями и другими материалами, неоднородными и противоположными человеческому телу, но вместе - они создают единую среду, в которой все связаны друг с другом и все взаимозависимы. Коллективизм, в котором каждый – неповторим и уникален.
Фотографии с множеством переплетенных человеческих тел завораживали монументальностью и в то же время изяществом. В исполнении Мэттью Стоуна человеческие тела приобрели совершенно иное звучание, превратившись в таинственные инопланетные существа, больше напоминающие человеческие пейзажи, где вместо цветов и деревьев присутствуют разные человеческие тела.
Я не принадлежу к знатокам
С современными художниками все очень непросто. Прежде чем написать о каждом что-то вразумительное, надо много перечитать, перелопатить, пересмотреть, прежде чем станет понятна идея автора и его философия. Современное искусство заставляет думать – и в этом его главное достоинство, но и главная сложность восприятия.
Мэттью Стоун заинтересовал меня, прежде всего, как
Его последняя выставка состоит в основном из инсталляций. Они сделаны из пересекающихся кубов и кусков фанеры, на сторонах которых изображены переплетающиеся тела. Они одновременно сцепляются и разделяют невидимое пространство.
Это похоже на то, как две совершенно противоположные идеи одновременно подтверждают наличие общего пространства. Мэттью Стоун считает, что будущее за мышлением, которое может удерживать одновременно две противоположных идеи в едином пространстве, демонстрируя это на своих фотографиях и картинах.
Социальное единство - больше, чем каждый мазок или тело в отдельности, потому что не всегда ясно, где кончается один человек и начинается другой, человек не заканчивается на кончике своих пальцев. Кроме того, в новых работах Мэттью применил новую технику, основанную на современных технологиях.
Сначала он наносил мазки на стекло, потом фотографировал и подвергал изображение цифровой обработке, а затем печатал фотографии на льняном холсте.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Философия поэзии Мандельштама
- Маркиз де Сад. Ужасы свободы
- Учитель и ученица
- Басни Эзопа. Продолжение
- Сказочник Хундертвассер
- Русские мыслители. Иван Киреевский
- Григорий Померанц. Избранные цитаты
- Пьер Абеляр
- Уильям Блейк - Художник
- Эжен Атже: романтик, влюбленный в Париж
Здесь совершенно иной посыл по сравнению с тем, о чем Вы говорите. Там мир, единение и согласие, а у Вас — кровь, разбой и бойня. Ничего общего.
«…чтобы видя ужас и страх жизни, принять их, но строить свою жизнь на других основаниях.» Как принцип это, конечно, заслуживает уважения. Но вот допустим передача не для детей, последствия какой-то катастрофы. Почему-то все же стараются не показывать оторванные головы, раздавленные тела, разбросанные части тела. А ведь можно было бы составить прекрасную, впечатляющую художественную композицию из этого. Наверно, эти предрассудки будут преодолены — все еще впереди!
Нет, не согласна. Редко начинаю свои ответы со слова «нет», но в данном случает не могу с Вами согласиться. Но большинство моих читателей с Вами согласны, потому что этот пост не собрал ни читателей, ни лайоков, ни положительных эмоций, за редким исключением. Я не знаток искусства, просто мне это близко, мне здесь интересно, хотя никакого искусствоведческого и художественного образования у меня нет, но я всегда мечтала его иметь. А теперь есть время заняться этим. И потихоньку я, хоть и медленно, продвигаюсь в этом направлении. По крайней мере, я могу уже сказать, только мельком взглянув на картину на экране ТВ, чья это картина. И это меня радует. Что касается Мэттью Стоуна, то Вы, как фотограф, не можете не оценить его фотомастерства. Меня трогает его видеоряд, он необычен, как минимум, а как максимум — имеет под собой глубокий философский смысл: все люди равны и только любовь и социальная поддержка друг друга поможет человеку выстоять в этом страшном мире. Оптимизм не в том, чтобы отмахнуться от того, что неприятно, а чтобы видя ужас и страх жизни, принять их, но строить свою жизнь на других основаниях. Это и есть оптимизм. Если вульгарно, то это и есть вера в человека.
Любому декадансу можно понавешать философию оптимизма — было бы желание. Хотелось бы сказать: «Культурный бунт как оптимизм?» Несправедливо, однако, понимать под «Современным искусством» лишь творчество колонны представителей «Культурного бунта». (Только повинуясь современной моде на толерантность, не поставил в кавычки слово творчество :)) Тина, как же так получается, что Вы — очевидный знаток всяких искусств, в то же время считаете, что не являетесь «знатоком «современного искусства»»? Оно все-таки не Ваше?
Спасибо, Лаура. Мне тоже все комментарии интересны и все комментаторы. Чашечка кофе, чая и т.д. — тоже не отходя от экрана. Не знаю, прочитает ли этот Ваш комментарий Виктор, но надеюсь, что не он так другие — мне все комментарии интересны, даже если я с ним не соглашаюсь.
Добрый день, еще раз! Виктор, я полностью согласна с Тиной, что высказывания читателей очень интересны. Я например, читаю все комментария. У кого-то нахожу новое для себя. У Тины здесь как в гостях, за чашкой чая и добрым приятным общением. Я часто даже так и делаю читаю статьи с чашечкой кофе или чая и принимаю наслаждения от первого и второго…
Почему же Вы решили, что Ваше мнение никому не интересно. Здесь всем интересны любые мнения. Да, когда не напрягаешь мысль, живется легче. Но каждый выбирает свой способ жизни. И здесь никто никому не указ.
Много работы и у фотографа, о котором вы рассказали, Тина, и у вас. Я осмелился посмотреть. Мнение писать не буду, оно никому не интересно. Да, в будущем будут мыслить, смотря, и смотреть, мысля. Мне, честно говоря, всё равно, что будет в будущем. А пока — сегодня — я люблю иной раз посмотреть то, что не требует «напряжения мысли», а то не хватит мыслительной энергии на ежедневный труд. Но, за работу — спасибо! Тем более, что вам интересно трудиться над такими темами.
Лаура, а меня эти работы греют. В человеке все есть: и злое, и доброе, и хорошее, и плохое. Человек — это не ангел, а живое существо, которое ошибается, падает, поднимается и снова падет. Без неудач, ошибок и провалов движения вперед не будет. Именно об этом говорит Мэттью Стоун и этим он мне близок. Не говоря уже о христианской основе его творчества. Умных много, но искусство требует кроме ума еще и талант, а его у этого молодого художника — хоть отбавляй. Кроме того, он хорошо образован с художественной точки зрения, раз так умело использует классиков живописи. И это тоже меня греет.
Присоединяюсь!!!! Будущее — за мышлением, более того, оно становится в современном искусстве доминирующим: без философии и мышления оно немыслимо. Философию невозможно понять с наскока, тем более, когда она выражена не словами, а в фотографии или на картине. Чтобы понимать современное искусство надо о нем читать. Требуется не только включать обычное мышление, но еще и концептуальное, философское, а это далеко не так просто. Легче отмахнуться и сказать — это не мое, или мазня какая-то, или вообще объявить это искусство дегенеративным. Для искусства прежних веков тоже надо было читать, но все-таки там все образы были понятными. А сегодня — уже нет, даже если это фигуративное искусство, я уж не говорю об абстрактном. Уже Кандинского, Малевича и Пикассо мало кто понимал, что уж говорит о более поздних художниках.
Эти работы как-то не греют мою душу. Давно определила для себя то, что человек выпускает во вне, то он имеет у себя внутри с избытком. Это и добро — от душевно здравых людей и злое, даже мерзкое, от духовно больных, одержимых всевозможными страстями и демонами. Вот возьмите, к примеру, фильмы ужасов… Ведь кто их придумывает, и какие фантазии, и какая душа у авторов этих «творений», и для чего они это выпускают для всеобщего обозрения? Здесь ведь не только деньги…
Умных много, даже великое множество и у каждого свои дарования по одной простой причине, что у Бога изначально каждый человек наделен определенными талантами и способностями. Другое дело насколько те или иные задумки творчества могут быть полезными для СВОЕЙ ДУШИ и для ДУШ других. Превосходно готовить еду, обладать добрым нравом, быть милосердным, и даже уметь быть просто счастливым каждый день, разве это не таланты? Кто определил и загнал дары Божьи только лишь в узкие рамки ( имею ввиду уже общепризнанные) из такой фантастически многогранной жизни? Кому это нужно? понятно кому…
Да… Будущее за мышлением, но это не ново, так было всегда и так и будет, если конечно не уничтожат главный источник мышления.
А пока он существует — будет бороться, искать, доказывать, просачиваться, размножаться и побеждать с помощью единомышленников — таков незыбленный закон Природы.