(Начало
Примитивистский этап
Приехав в Москву, Казимир Малевич в течение пяти лет берет частные уроки у Федора Ивановича Рерберга, поклонника импрессионистов и
Благо, что столовая, которую открыла мать, начала приносить доходы и у Казимира Севериновича появились финансовые возможности и время полностью погрузиться в творчество. В кружке Рерберга он знакомится с
Больше он уже никогда не возвращался к своему первому творческому опыту, тем более что удачным его назвать трудно. Важнее оказались контакты художника с авангардистами: Крученых,
Примитивистский этап Казимира Малевича отличается яркими полотнами, составившими знаменитый «Крестьянский цикл» 1911-12 годов: «Садовник», «Уборка урожая», «Косарь», «Жница», «В бане», «Купальщицы», «На кладбище», «Плотник», «Крестьянки в церкви», «Полотеры» и другие.
Пространство картин - плоское и перегружено фигурами, краски – яркие, в традициях постимпрессионистов, тела и одежды – стилизованные, выполненные в цилиндрических формах, характерных для кубизма.
В марте 1913 года в Москве проходит грандиозная выставка
«Дама у рояля», «Дама на остановке трамвая», «Дама у афишного столба», «Голова крестьянской девушки», «Женщина с вёдрами», «Жизнь в большой гостинице» и другие.
На этих картинах фигуры по-прежнему можно идентифицировать, хотя в значительно меньшей степени, чем в крестьянской теме: Малевич еще полностью не отказался от фигуративной живописи, но различить фигуры уже достаточно сложно. Возьмем, например, «Женщину с вёдрами».
Общая цветовая палитра картины состоит из холодных цветов, в которых доминируют цвета воды: голубые, синие, серые, хотя есть и небольшие островки красного, желтого и зеленого, создающие фон, на котором изображена женщина.
С 1910 года у Казимира Малевича начинается активная выставочная деятельность: он участвует в выставках
Супрематический этап
1913 год. Очень знаменательный для всей русской истории, год трехсотлетия
Его предвестником стала феерическая постановка в декабре 1913 «Победы над Солнцем», спектакля, ставшего декларацией кубофутуристов, которые в июле этого года провели свой первый учредительный съезд. На нем было только три делегата: Крученых, Матюшин, Малевич.
Но это было неважно, важно было то, что съезд провозгласил новые принципы искусства. Основным его лозунгом стало обновление мира, преображение живописи и создание новой фактуры – буквы, слова, картины. Главным в новом искусстве был сдвиг (в рифме, в поэзии, музыке, живописи) и преображение сути бытия, преодоление прежних традиций. Это - главный пафос всего русского авангарда.
Все завесы спектакля были основаны на квадрате, который, по мысли Малевича, является древним символом Вавилона, видом гороскопа, планом башни-зиккурата и знаменитая евангельская четверица, делящая все пространство на четыре равных части, на пересечении горизонтали и вертикали.
Спектакль получился многоплановым и многослойным. В нем прочитывался и
Озарение пришло летом 1915 года, когда Казимир Малевич перекрыл черным четырехугольником цветную композицию. Открытие так поразило его, что он целую неделю не пил, не ел, не спал. Название новой живописной концепции пришло не сразу, он долго искал подходящее слово, но не находил, пока не обратился к своему родному польскому языку, где увидел слово «suprem».
Оно означало «высшая стадия», «совершенство» и одновременно «превосхождение», «преодоление». Развитие супрематизма было настолько стремительным, что иначе как мистическим озарением и прорывом в иное измерение это и не назовешь.
«Художник, поэт, музыкант — любовники земли. Земля — любовница их. Обрученных кольцом горизонта, богатством творчества, земля обольстила любовников. И поработила, и отдала все богатства свои. Но была нема. Уста ее закрыты, глаза скрыли тайну красоты.
С тех пор среди колец горизонта поэт, художник, музыкант искали скрытую красоту. Каждая вещь, каждая жизнь казалась им скрытым ларцем красоты. Запах цветов, шум леса, пение птиц чаровали, и через них хотели узнать о тайне красоты, зарытой землею. Но ни шум леса, ни бегущие облака в синем пространстве, ни птицы и цветы не понимали вопроса. Язык любовников был чужд….
…..И пока поэт, художник и музыкант будут в кольце горизонта вещей, слова, кисти и звуки нальются ужасом, печалью, тоской, отчаянием, и на страницах, холстах и струнах как звезды рассыплются слезы, а по буквам страниц будут прыгать ужасные следы смерти» («Обрученные кольцом горизонта». Отрывок)
«Черный квадрат», «Черный квадрат и красный квадрат», «Автопортрет в двух измерениях», «Живописный реализм футболиста», «Четырехугольник и круг», «Какая наглость», «Четыре квадрата» и другие.
На этой же выставке он распространил свой знаменитый манифест
«От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм».
Казимир Малевич был первым художником-абстракционистом, продемонстрировавшим неисчерпаемый потенциал смысла в диалогах между формой и ее фоном, цветом и текстурой, движением и молчанием.
И в том же 1915 году художник создает общество «Супремус», в который вошли самые
(Окончание
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- "Дегенеративное искусство" Германии
- Александра Экстер
- Магический реализм Мартины Хоффман
- Чжан Сяоган. Окончание
- Елена Поленова. Она жила в сказке
- Юрий Анненков: Формула лица
- Страстная седмица. Любовью не тронуть сердец
- Максим Кантор. Битва в одиночку
- Сезанн. Моисей современного искусства. Часть 3
- Леон Кософф. Окончание
Спасибо большое! К Малевичу чаще негативное отношение, поэтому Ваш комментарий — как бальзам на душу.
Спасибо! Прекрасный материал!
Мракобесие и сатанизм живут внутри человека. Это я не о Малевиче, а о Вас. Каждый интерпретирует художников, исходя из уровня личного понимания: чем богаты, то и выдают на гора. И запад тут не при чем. Абстракционизм и беспредметность родились в России (Кандинский, Малевич, русский авангард), а запад только подхватил это и развил. Музыка тоже абстрактны, наверное Вы и ее причислите к порождению сатаны.
Абстракционизм — это проявление хаоса, служанка сатанизма. Не зря Малевич повесил » чёрный квадрат » в угол вместо иконы. Что это именно так, подтверждает дальнейшее засилье абстракционизма и сатанизма на Западе и его угасание при советской власти.