Выходил всего четыре года, но уже в первый год стал чрезвычайно популярным и превратился в яркое явление русской культурной жизни. «Золотое Руно» объединило практически весь цвет писателей, поэтов и
Здесь Блок начал выступать в роли литературоведа и критика, заложив основы теории символизма. «Золотое Руно» впервые стало организовывать выставок
Перечислим лишь некоторые имена, позволяющие понять масштаб издания, его влияние на культурную жизнь и какую высокую планку он держал. С журналом сотрудничали художники
Вокруг журнала сразу же возникла полемика и все четыре года атмосфера журнала была наполнена скандалами, сплетнями, интригами, связанными, прежде всего, с фигурой его спонсора и издателя – Николаем Павловичем Рябушинским. Но не только. Подливало масла в огонь и соперничество с другим журналом символистов «Весы», который редактировал Валерий Брюсов, так объяснявший причину этих бесконечных свар:
«Слишком много нас расплодилось, и приходится поедать друг друга, иначе не проживешь».
И всё было бы тихо и мирно, если бы он не претендовал на роль редактора, с чем не могли согласиться его сотоварищи. Но у Николая Павловича было звериное чутье на всё красивое и по-настоящему ценное, что он постоянно и демонстрировал не только в журнале, но и в организации выставок, проходивших под эгидой журнала.
«Голубая роза» - тому подтверждение. Выставка открылась через год после начала издания журнала, в марте 1907 года, и стала высшим достижением русского модерна и началом триумфа
В это время он объездил многие стран, где его интересовало только искусство. Из поездок он привозил вазы, картины, сабли, разную бытовую утварь. В конечном итоге, возвратившись в Россию, он окончательно определился со своим будущим: только искусство и ничего больше. Благо, что для этого у него были средства, и немалые. Их-то он и предполагал использовать на исполнение своих планов.
А планы у него были грандиозные: ни больше, ни меньше, как стать вторым
Здесь мне вспоминается "Хвала богатым"
…И засим, с колокольной крыши
Объявляю: люблю богатых!
За их корень, гнилой и шаткий,
С колыбели растящий рану,
За растерянную повадку
Из кармана и вновь к карману.
За тишайшую просьбу уст их,
Исполняемую как окрик.
И за то, что их в рай не впустят,
И за то, что в глаза не смотрят….
…
И за то, что в учетах, в скуках,
В позолотах, в зевотах, в ватах,
Вот меня, наглеца, не купят -
Подтверждаю: люблю богатых!
Название журнала Николай Рябушинский заимствовал из рассказа Андрея Белого «Аргонавты», в котором есть такие слова:
«Буду издавать журнал «Золотое руно». Сотрудниками моими будут аргонавты, а знаменем — Солнце. Популярным изложением основ солнечности зажгу я сердца. На весь мир наведу позолоту. Захлебнемся в жидком солнце».
Значит, несмотря на всю свою бестолковость, он оказался незаурядной личностью с мощной энергетикой и организаторскими способностями. Первый номер журнала, изданный на лучшей бумаге, красивый и большой (потом его формат уменьшился) предстал действительно как Солнце, символизируя собой конец сумрака ночи и начало новой Жизни.
Претендуя на лавры Дягилева, Рябушинский хотел, чтобы
И в дальнейшем каждый год журнал выпускал строенный номер, посвященный национальному искусству, сопровождавшийся не только иллюстрациями, но и вступительными статьями профессора А.И.Успенского. Для многих эти тексты и иллюстрации стали настоящим открытием, а их влияние на художников русского авангарда трудно переоценить.
Следующей выставкой после сенсационной «Голубой розы» стала выставка с участием картин французских художников - «Салон Золотого Руна». Она прошла в 1908 году. Здесь были представлены Ренуар, Тулуз-Лотрек,
«Расставаясь теперь с читателями, мы вовсе не чувствуем себя утомленными. Ни постоянная борьба, которую мы в продолжение более трех лет ведем за дорогое для нас будущее искусства, ни громадные технические трудности печатания художественного отдела, ни систематическая конфискация наших номеров и изданий цензурой, ни равнодушие и кампании газетной критики не поколебали нашей энергии.
Но теперь мы ясно чувствуем, что течения, которые мы отстаивали как в области литературы, так и в области живописи уже достаточно окрепли и выразились, чтобы развиваться самостоятельно… Заканчивая нашу четырехлетнюю работу, мы уходим со спокойной уверенностью, что ничто уже не сможет заглушить и уничтожить тех художественных принципов, за которые боролось «Золотое Руно».
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Уильям Фолкнер - последний из могикан
- День врача
- Алфавит и образ: мужчина и женщина
- Софья Федорченко: цена мистификации
- Майя Борисова. Есть ценности...
- Умные афоризмы
- С.Федорченко: мистификаторы и литераторы
- Петроград глазами баронессы М.Д. Врангель
- Русская революция. Взгляд с другой стороны
Спасибо большое за интерес к моему блогу и за пожелания. Добрыми словами и молитвами моих друзей почти все мои болячки заживают. Осталось немного. Поэтому я и начала писать снова. Пусть не так часто, как раньше, но всё приходит в норму. И я снова вернусь к своему прежнему ритму.
Дорогая Тина , очень рада , что вы возвращаетесь к нам , к своим читателям. Безумно интересно читать все , что вы публикуете. Серебряный век вновь ощутимо засверкал своими авангардными гранями- поэзией, прозой , музыкой и живописью.Спасибо за вечера , наполненные воспоминаниями , поэзией и размышлениями. Поправляйтесь, набирайтесь сил… Всего вам доброго.
Спасибо, Таша. Да, я долго болела, но с Божьей помощью всё-таки восстанавливаюсь. И это радует не только меня, но и моих читателей. Надеюсь, что всё худшее позади. Впереди много работы.
Многое доплывает до нас только спустя век. Увы… Запреты и умолчания были сознательной политикой. К сожалению, это сказалась и на наших художественных вкусах (сколько сегодня критики выливается на художниках русского авангарда со стороны «народа»!), и на понимании истории русской культуры, и на уровне образования. Я уж не говорю о традициях меценатства и благотворительности, которые сегодня едва-едва возрождаются.
Культура нуждается в меценатах, это верно. Лучшие купцы в России это понимали. Сегодня далеко не каждый миллиардер может написать на своем знамени «Богатство обязывает»
Меценатство, пожалуй, самый важный фактор в становлении культуры народа.
Очень интересно, Тина.
Здравствуйте, Тина. Замечательный журнал, и даже более того: Явление..Событие в мире искусств. Не упускаю возможности прикоснуться к его страницам, доплывшим невесть какими путями до наших дней. И всегда почему-то вспоминаются заключительные строки из «Золотого Теленка»:
«Белый папиросный туман поднимался от реки. Разжав руку, Бендер увидел на ладони плоскую медную пуговицу, завиток чьих-то твердых черных волос и чудом сохранившийся в битве орден Золотого Руна…»
— но ведь добыл таки( !!!) и вернул его на Советский берег!
Неисповедимо!
У каждого своё «Золотое Руно» и свой путь к нему сквозь шатающийся и опасный мир.
Рябушинский нашёл, что искал. Хочется думать.
Тина, давно Вас не было и так радостна новая встреча! Большое спасибо за такой интересный материал!
Спасибо, что читаете и комментируете мои посты.
Это радует!
Спасибо.
Тина, с Добрым Утром! Для меня очень познавательно и интересно всё, что в твоём блоге! Всю жизнь технарь и много упускал. С твоей помощью наверстываю! Спасибо! Удачи!