Над Вифлеемом ночь застыла.
Я блудную овцу искал.
В пещеру заглянул - и было
виденье между черных скал.
Иосиф, плотник бородатый,
сжимал, как смуглые тиски,
ладони, знавшие когда-то
плоть необструганной доски.
Мария слабая на Чадо
улыбку устремляла вниз,
вся умиленье, вся прохлада
линялых синеватых риз.
(Г.Иванов. В пещере, отрывок. 1924 г)
В русской православной традиции рождественские вертепы никогда не почитались так, как на западе, откуда они пришли. Сначала на Украину и в Белоруссию, потом – в Россию. И, наверное, не случайно в России со словом «вертеп» произошла странная метаморфоза, не в последнюю очередь связанная с отрицательным отношением к театру: скоморошество и актерство в православии никогда не были делом богоугодным.
В русском словаре слово получило два смысла: как пещера и место, где разыгрывались представления на библейско-евангельские события, и как место разврата и преступления. Театр как раз и считался таким местом разврата, хотя сама театральность уходит корнями в
Кстати, именно для проведения церковного богослужения в честь Рождества Христова и был сооружен первый вертеп. Его создал в пещере Греччо в 1223 году Франциск Ассизский, выстлав пол пещеры соломой, поставив здесь ясли и приведя живых осла и овец. Они изображали событие, случившееся в
С тех пор в Италии каждый год повторялись такие мессы на месте сооружения уличного вертепа. Потом стали изготавливаться переносные вертепы, которые особенно полюбились иезуитам, считавших, что такие представления укрепляют веру. Сегодня изготовление рождественских вертепов в Италии стало одной из самих древних традиций и лучше итальянцев вертепы не делает никто.
В России впервые театральные представления получают благословение только в XVII веке с приходом царя
Рождественские вертепы вошли в Россию в моду в конце семнадцатого века вместе с открытием в Москве славяно-греко-латинской школы, где учителями были в основном выходцы из Украины, приглашенные Федором Михайловичем
Такая же метаморфоза, как и с вертепом, случилась в русском языке со словом «злачный»: в светском сознании злачное - это место, где происходят преступления или что-то нехорошее. А в церковно-славянском языке оно означает сытное, хлебное место, от слова «злак», место, где нет забот, место покоя.
В такое место вселяются праведники, а отнюдь не разбойники. Поэтому при отпевании усопшего в молитве, обращаясь к Богу, просят:
«Сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего, [имя рек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание».
На Украине, особенно в западной ее части, рождественские представления в маленьких вертепах уже давно стали частью
Обязательными героями рождественских представлений были Мария, Иосиф, Младенец,
Позднее вертепные театральные представления стали разыгрываться на двух этажах. Верхний олицетворял небо, пещеру, хлев и в нем разыгрывались соответствующие действия. Нижний этаж олицетворял землю, царский дворец, в котором совершалось убийство Ирода. Потом появился третий этаж – для ада, откуда выскакивал черт и куда низвергался Ирод.
Двух- и трехэтажные вертепы позволяли разыгрывать после евангельского спектакля комические сценки из народной жизни, которые в каждом селении были своими. Смешение сакрального и профанного придавало рождественскому представлению особую прелесть.
В России сегодня после настороженного отношения православия к западным традициям, запрета празднования Рождества в советское время, все большего проникновения в нашу реальность католических и протестантских праздников, рождественский вертеп снова вернулся, и не только в храмы, но и в дома.
Его делают дети в воскресных школах, в нем разыгрываются
Он тогда принял православие, а в подарок и в знак благодарности привез из Италии на Рождество замечательный вертеп, итальянский, каких в России не делают и каких никогда прежде не видела. Теперь он всегда выставляется в храме на Рождество.
Но чаще все-таки в православных храмах встречается русский аналог итальянского вертепа. Он делается из еловых веток, под которыми ставится
Традиции изготовления вертепов существуют практически во всех странах с христианскими корнями. Их делают из песка и снега, из бумаги и картона, из дерева и соломы, мрамора и гранита. Большие вертепы – для храмов, маленькие - для домашних украшений.
Вертепы поражают своим разнообразием и красотой. Одно-, двух- и трехэтажные, богатые и самые простые, с фигурками, которые можно купить на любом рынке. Для них шьют специальные костюмы и платья, раскрашивают лица и делают домики, отражающие местные особенности. Дома - с настоящими огоньками. Природа каждого вертепа – это тоже уже не только Вифлеем.
Каждый дом украшается таким рождественским вертепом. Он готовится заранее, но фигурки выставляются в вертеп только в ночь на Рождество. Постепенно традиция украшать дома не только елочкой, но и вертепами, приходит и в Россию. В первую очередь - в богатые коттеджи новых русских, которые привезли западную традицию украшения домов рождественскими вертепами и рождественскими венками. Да и Рождество все чаще начинают праздновать 25 декабря, по западному календарю.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Смерти нет
- Расслабленный. «Встань и ходи!»
- Василий Кандинский. В поисках духовности
- Страстная седмица. Любовью не тронуть сердец
- Вирсавия
- Иконостас. Размышления мирянина.
- Цена свободы...
- Контрацепция и религия
- Православная и католическая икона. Часть I.
- Визуальная культура. "Библия для бедных"
Здорово!!! Порадовали! Веселый такой анекдот. Я его никогда не слышала. Мои будни все-таки немного цветные. Я когда погружаюсь в мир поэтов, писателей и художников, я отключаюсь от всего, и когда выныриваю, что делаю с большой неохотой и неудовольствием, то мне становится грустно и хочется обратно. Недавно читала про Арши Горки, о котором Вы мне писали, Новый год начну с него. У меня как-то так удачно складывается, что я занимаюсь тем, что интересно, о чем давно мечтала. Только не хватает культуры и мастерства, чтобы писать о великих достойно. Но будем учиться!
О нет, Тина… еслиб вы знали, что предмет вашей зависти является несостоятельная жизнь, в которой даже смены полос удачных на неудачные нет, а сплошная череда серостей, в которых даже полутонов нет…
Вспомнила анекдот 😉
Приходит в отделение милиции один с жалобой, что жена ушла вечером и не вернулась. Его спрашивают, какая она, что в ней особенное. Он не может ничего особенное вспомнить.
— Ну что на ней одето было, какое пальто?
— Обыкновенное пальто, серое такое — пытается вспомнить несчастный муж.
— Ну, а шапка была?
— Да, вроде….обыкновенная шапка, серая вроде
— Ну, а еще? Сапоги какие?
— Сапоги? А что сапоги, обыкновенные сапоги…серые… И вообще, не ищите ее… :)))))))))
Старый такой анейдот, с советских времен, но с него, я если говорю о сером, то так и называю вешь » цвета не ищите еЕ»
И все равно я Вам завидую. У меня хватает времени и сил только на вышивку. И то — не всегда, но вышивать я очень люблю Успокаивает. И хорошо, что я ни на что и ни на кого не завязана, ни на коммерцию, ни на прочую обязаловку.
Нет, Новый год я еще не встретила, только собираюсь, а потом — тихо залягу на несколько дней на дно — чтобы отдохнуть, набраться сил и с новыми силами и новыми планами — окунуться в незнакомый мир слова и красок.
Поэтому поздравлять буду только 31 декабря. Раньше — никак.
Спасибо Тина:) Откровенно говоря, я уже встретила Новый год 21 декабря, когда День был совсем младенец, и теперь набираю сил вместе с ним… Все остальные дни рождественских празднеств проходят у меня туманной чередой, полной размытых встреч, ненужных вежливостей и пустых надежд… я бы конечно все это давно ликвидировала, но — дети… так что комедия еще не финита 😉
А ремеслом всяких поделок, я занималась всегда и это очень мешало мне, как художнику…. Вся эта армия, кукол, печворков, омиягов, темариков, писанок и пр. домашней дребедени, что так трогательно наз. традициями, опутали меня так, что уже вырваться из этих пут невозможно, а выбросить — нет сил… Время от времени, я порываюсь лечь на дно, и каждый раз удивляюсь, что я уже давно там, и вместо того, чтобы сбросить весь этот груз и всплыть, я лежу довольным бревнышком, тихо попивая из стакана, который всегда наполовину полон, ( да и это тоже сомнительно 😉
У меня то же самое. Я даже два года назад начинала ходить в Дом Детского творчества в кружок кукол и кое-что научилась. Правда, все мои поделки увезла дочь, чтобы подарить их детям на благотворительной акции. С тех пор мечтаю снова что-нибудь сотворить, насобирала у своих подруг и знакомых тряпочек разных красивых, но времени не хватает. Сегодня пошла в магазин, чтобы купить что-нибудь из украшений для Нового года и обнаружила, что многое из того, что продается, можно сделать своими руками. В том числе и вертеп. Даже куклы сделать очень просто — из деревяшки любой. Надо намотать на нее тряпочек, а голову перетянуть шнурочком — потом разрисовать. Но это все на словах. а до дела — руки не доходят. А Вам, как художнику, это вообще сделать просто. Пожелаем друг другу следующий Новый год встретить с собственными вертепами.
Обожаю кукольные домики, всегда мечтала сама их делать, поэтому всякую всячину не выбрасываю, а держу в коробочках, которые заполонили дом так, что он уже похож на свалку… а я еще мечтаю, что успею сделать хоть один… воистину блажен кто верует 😉