Рождественский вертеп

Rogdestvo3Два основных христианских праздника – Рождество и Пасха - словно соревнуются друг с другом: две мистерии - рождественский вертеп и страсти Христовы, два злодея - Ирод и Пилат, два рождения: первое телесное, второе духовное, детство и зрелость,  начало и конец. Пасха – с востока, Рождество - с запада. Сегодня мир празднует Начало, неизменным атрибутом которого является рождественский вертеп.

Над Вифлеемом ночь застыла.
Я блудную овцу искал.
В пещеру заглянул - и было
виденье между черных скал.
Иосиф, плотник бородатый,
сжимал, как смуглые тиски,
ладони, знавшие когда-то
плоть необструганной доски.
Мария слабая на Чадо
улыбку устремляла вниз,
вся умиленье, вся прохлада
линялых синеватых риз.
(Г.Иванов. В пещере, отрывок. 1924 г)

В русской православной традиции рождественские вертепы никогда не почитались так, как на западе, откуда они пришли. Сначала на Украину и в Белоруссию, потом –  в Россию. И, наверное, не случайно в России со словом «вертеп» произошла странная метаморфоза, не в последнюю очередь связанная с отрицательным отношением к театру: скоморошество и актерство в православии никогда не были делом богоугодным.

Rogdestvo4

В русском словаре слово получило два смысла: как пещера и место, где разыгрывались представления на библейско-евангельские события, и как  место разврата и преступления. Театр как раз и считался таким местом разврата, хотя сама театральность уходит корнями в церковное богослужение, разыгрываемое как особая мистерия со своим сценарием, последовательностью, выходами, ролями и хореографией.

Кстати, именно для проведения церковного богослужения в честь Рождества Христова и был сооружен первый  вертеп. Его создал в пещере Греччо  в 1223 году Франциск Ассизский, выстлав пол пещеры соломой, поставив здесь ясли и приведя живых осла и овец. Они изображали событие, случившееся в Рождественскую ночь. В этом месте святой и отслужил мессу.

С тех пор  в Италии каждый год повторялись такие мессы на месте сооружения уличного вертепа. Потом стали изготавливаться переносные  вертепы, которые особенно полюбились иезуитам, считавших, что такие представления укрепляют веру. Сегодня изготовление рождественских вертепов в Италии стало одной из самих древних традиций и лучше итальянцев вертепы не делает никто.

Rogdestvo5

Трехэтажный рождественский вертеп

В России впервые театральные представления получают благословение только в XVII веке с приходом царя Алексея Михайловича, любившего театральные представления и с удовольствием приглашавшего актеров.

Рождественские вертепы вошли в Россию в моду в конце семнадцатого века вместе с открытием в Москве славяно-греко-латинской школы, где учителями были в основном выходцы из Украины, приглашенные Федором Михайловичем Ртищевым.

Такая же метаморфоза, как и с вертепом, случилась в русском языке со словом «злачный»: в светском сознании злачное - это место, где происходят преступления или что-то нехорошее.  А в церковно-славянском языке оно означает сытное, хлебное место, от слова «злак», место, где нет забот, место покоя.

Rogdestvo7

В такое место вселяются праведники, а отнюдь не разбойники. Поэтому при отпевании усопшего в молитве, обращаясь к Богу, просят:

«Сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего, [имя рек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание».

На Украине, особенно в западной ее части, рождественские представления в маленьких вертепах уже давно стали частью Рождественских святок. С вертепом в прежние времена ходили по деревням семинаристы из бурсы и Киевской Духовной Академии. Они разыгрывали маленькие сценки на рождественские сюжеты, попутно пополняя свои карманы.

Обязательными героями рождественских представлений были Мария, Иосиф, Младенец, волхвы, пастухи, Ирод, воины и Рахиль. Один и тот же сюжет повторялся из года в год, все его знали наизусть, но каждый раз он воспринимался как новый, веселя и радуя всех, независимо от возраста и положения.

Rogdestvo6

Двухэтажный рождественский вертеп

Позднее вертепные театральные представления стали разыгрываться на двух этажах. Верхний олицетворял небо, пещеру, хлев и в нем разыгрывались соответствующие действия. Нижний этаж олицетворял землю, царский дворец, в котором совершалось убийство Ирода. Потом появился третий этаж – для ада, откуда выскакивал черт и куда низвергался Ирод.

Двух- и трехэтажные вертепы позволяли разыгрывать после евангельского спектакля комические сценки из народной жизни, которые в каждом селении были своими. Смешение сакрального и профанного придавало рождественскому представлению особую прелесть.

В России сегодня после настороженного отношения православия к западным традициям, запрета празднования Рождества в советское время, все большего проникновения в нашу реальность католических и протестантских  праздников, рождественский вертеп снова вернулся, и не только в храмы, но и в дома.

Rogdestvo8

Его делают дети в  воскресных школах, в нем разыгрываются рождественские спектакли на детских утренниках, им украшают церковные дворы  и храмовые помещения, дома и коттеджи. Храму, где я служила, лет пять назад подарил настоящий рождественский вертеп итальянец, женившийся на русской.

Он тогда принял православие, а в подарок и в знак благодарности привез из Италии на Рождество замечательный вертеп, итальянский, каких в России не делают и каких никогда прежде не видела. Теперь он всегда выставляется в храме на Рождество.

Но чаще все-таки в православных храмах  встречается русский аналог итальянского вертепа. Он делается из еловых веток, под которыми ставится иконка Рождества Христова, а также кладутся фигурки пастухов и волхвов. Это напоминает маленькую пещерку, где родился Богочеловек.

Rogdestvo9

Итальянская мастерская по изготовлению рождественских вертепов

Традиции изготовления вертепов существуют практически во всех странах с христианскими корнями. Их делают из песка и снега, из бумаги и картона, из дерева и соломы, мрамора и гранита. Большие вертепы – для храмов, маленькие - для домашних украшений.

Вертепы поражают своим разнообразием и красотой. Одно-, двух- и трехэтажные, богатые и самые простые, с фигурками, которые можно купить на любом рынке. Для них шьют специальные костюмы и платья, раскрашивают лица и делают домики, отражающие местные особенности. Дома - с настоящими огоньками. Природа каждого вертепа – это тоже уже не только Вифлеем.

Каждый дом украшается таким рождественским вертепом. Он готовится заранее, но фигурки выставляются в вертеп  только в ночь на Рождество. Постепенно традиция украшать дома не только елочкой, но и вертепами, приходит и в Россию. В первую очередь - в богатые коттеджи новых русских, которые привезли западную традицию украшения домов рождественскими вертепами и рождественскими  венками. Да и  Рождество все чаще начинают праздновать 25 декабря, по западному календарю.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged богословие, православные праздники, Рождество, художники. Bookmark the permalink.

6 Responses to Рождественский вертеп

  1. Здорово!!! Порадовали! Веселый такой анекдот. Я его никогда не слышала. Мои будни все-таки немного цветные. Я когда погружаюсь в мир поэтов, писателей и художников, я отключаюсь от всего, и когда выныриваю, что делаю с большой неохотой и неудовольствием, то мне становится грустно и хочется обратно. Недавно читала про Арши Горки, о котором Вы мне писали, Новый год начну с него. У меня как-то так удачно складывается, что я занимаюсь тем, что интересно, о чем давно мечтала. Только не хватает культуры и мастерства, чтобы писать о великих достойно. Но будем учиться!

  2. nadilel says:

    О нет, Тина… еслиб вы знали, что предмет вашей зависти является несостоятельная жизнь, в которой даже смены полос удачных на неудачные нет, а сплошная череда серостей, в которых даже полутонов нет…
    Вспомнила анекдот 😉
    Приходит в отделение милиции один с жалобой, что жена ушла вечером и не вернулась. Его спрашивают, какая она, что в ней особенное. Он не может ничего особенное вспомнить.
    — Ну что на ней одето было, какое пальто?
    — Обыкновенное пальто, серое такое — пытается вспомнить несчастный муж.
    — Ну, а шапка была?
    — Да, вроде….обыкновенная шапка, серая вроде
    — Ну, а еще? Сапоги какие?
    — Сапоги? А что сапоги, обыкновенные сапоги…серые… И вообще, не ищите ее… :)))))))))
    Старый такой анейдот, с советских времен, но с него, я если говорю о сером, то так и называю вешь » цвета не ищите еЕ» :)

  3. И все равно я Вам завидую. У меня хватает времени и сил только на вышивку. И то — не всегда, но вышивать я очень люблю Успокаивает. И хорошо, что я ни на что и ни на кого не завязана, ни на коммерцию, ни на прочую обязаловку.

    Нет, Новый год я еще не встретила, только собираюсь, а потом — тихо залягу на несколько дней на дно — чтобы отдохнуть, набраться сил и с новыми силами и новыми планами — окунуться в незнакомый мир слова и красок.

    Поэтому поздравлять буду только 31 декабря. Раньше — никак.

  4. nadilel says:

    Спасибо Тина:) Откровенно говоря, я уже встретила Новый год 21 декабря, когда День был совсем младенец, и теперь набираю сил вместе с ним… Все остальные дни рождественских празднеств проходят у меня туманной чередой, полной размытых встреч, ненужных вежливостей и пустых надежд… я бы конечно все это давно ликвидировала, но — дети… так что комедия еще не финита 😉
    А ремеслом всяких поделок, я занималась всегда и это очень мешало мне, как художнику…. Вся эта армия, кукол, печворков, омиягов, темариков, писанок и пр. домашней дребедени, что так трогательно наз. традициями, опутали меня так, что уже вырваться из этих пут невозможно, а выбросить — нет сил… Время от времени, я порываюсь лечь на дно, и каждый раз удивляюсь, что я уже давно там, и вместо того, чтобы сбросить весь этот груз и всплыть, я лежу довольным бревнышком, тихо попивая из стакана, который всегда наполовину полон, ( да и это тоже сомнительно 😉

  5. У меня то же самое. Я даже два года назад начинала ходить в Дом Детского творчества в кружок кукол и кое-что научилась. Правда, все мои поделки увезла дочь, чтобы подарить их детям на благотворительной акции. С тех пор мечтаю снова что-нибудь сотворить, насобирала у своих подруг и знакомых тряпочек разных красивых, но времени не хватает. Сегодня пошла в магазин, чтобы купить что-нибудь из украшений для Нового года и обнаружила, что многое из того, что продается, можно сделать своими руками. В том числе и вертеп. Даже куклы сделать очень просто — из деревяшки любой. Надо намотать на нее тряпочек, а голову перетянуть шнурочком — потом разрисовать. Но это все на словах. а до дела — руки не доходят. А Вам, как художнику, это вообще сделать просто. Пожелаем друг другу следующий Новый год встретить с собственными вертепами.

  6. nadilel says:

    Обожаю кукольные домики, всегда мечтала сама их делать, поэтому всякую всячину не выбрасываю, а держу в коробочках, которые заполонили дом так, что он уже похож на свалку… а я еще мечтаю, что успею сделать хоть один… воистину блажен кто верует 😉

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *