Поэзия Николая Заболоцкого похожа на философское исследование, выраженное поэтическим языком, особенно характерным для его метафизических поэм тридцатых годов («Безумный волк», «Деревья», «Торжество земледелия»). Уникальность поэта заключается в том, что до него мало кто делал достоянием поэзии такие сложные проблемы. Разве что его любимый
Принято говорить о двух Заболоцких, раннем и позднем. Некоторые идут дальше и выделяют в его творчестве четыре разных периода по десятилетиям: двадцатые, тридцатые, сороковые, пятидесятые. Действительно, поэт начинает с мрачно-карнавального мира «Столбцов», проходит через метафизическое осмысление мира в поэмах тридцатых и заканчивает классически-строгой лирикой пятидесятых.
Но есть то, что связывает всё его творчество в единое целое – это интерес Николая Заболоцкого к натурфилософии, к теме природы, Вселенной, к месту в ней человека. Поэт принадлежал к числу «космистов», развивавших идеи всеединства и присутствия всех во всём.
Яркими представителями русского космизма были ученые Циолковский, Вернадский, Чижевский, религиозные философы Николай Федоров, Сергий Булгаков, Николай Бердяев, поэты и писатели
Мироощущение и мировоззрение Николая Заболоцкого формировалось под влиянием многих из них. Известна преемственность
У Павла Филонова Николай Заболоцкий учился анализировать мир и собирать его в единое целое, используя словесные формулы спаянности и соборности. У Циолковского, Вернадского, Сковороды и Федорова он воспринял идею космичности и глубину философской мысли.
Услышать многое еще способен ум.
Бывало, ухом прислонюсь к березе -
И различаю тихий разговор.
Береза сообщает мне свои переживанья,
Учит управлению веток,
Как шевелить корнями после бури
И как расти из самого себя.
….Готов я лечь в великую могилу,
Закрыть глаза и сделаться землей.
Тому, кто видел, как сияют звезды,
Тому, кто мог с растеньем говорить,
Кто понял страшное соединенье мысли —
Смерть не страшна и не страшна земля.
(Безумный волк, Монолог в лесу, отрывки. 1931)
Ранние стихи и метафизические поэмы Николая Заболоцкого наполнены размышлениями о вечных вопросах: о жизни и смерти, о природе и бессмертии, о безумстве храбрых и идеалистах. И пусть смыслы, которые поэт вкладывал в эти понятия, на протяжении жизни менялись, но они всегда оставались в центре его мироощущения.
Фактически - это признание капитуляции человека перед враждебным ему миром, перед пошлостью и мещанством, перед анти-преображением. «Столбцы» - это ад, сумасшедший бред и безумие, в котором оказался человек, отказавшийся от Бога. И даже в такой бытовой сценке как приготовление пищи, поэт видит не предчувствие вкусной еды, а страдание, убийство и смерть.
Мы разогнем усталые тела.
Прекрасный вечер тает за окошком.
Приготовленье пищи так приятно —
кровавое искусство жить!
….И это — смерть. Когда б видали мы
не эти площади, не эти стены,
а недра тепловатые земель,
согретые весеннею истомой;
когда б мы видели в сиянии лучей
блаженное младенчество растений,—
мы, верно б, опустились на колени
перед кипящею кастрюлькой овощей.
(Обед, 1929)***
Там примус выстроен, как дыба,
На нем, от ужаса треща,
Чахоточная воет рыба
В зеленых масляных прыщах.
Там трупы вымытых животных
Лежат на противнях холодных
И чугуны, купели слез,
Венчают зла апофеоз.
(На лестницах, 1928)
Фактически поэт проделывает сложный путь движения из ада через чистилище в рай, где царят гармония и разум, путь обретения утраченных христианских ценностей. Большинство современных поэтов и исследователей склонны считать, что Заболоцкий двадцатых годов и есть настоящий поэт, что его сломала тюрьма и ссылка, после которых он превратился из поэта-философа в довольно заурядного поэта-резонёра, знающего, как надо жить и как себя вести.
Но феномен Николая Заболоцкого гораздо глубже. Он заключается в том, что его признают за своего разные люди и разные читатели, находя в нём и высокую поэзию, и городской фольклор, и глубокую философскую мысль. Заболоцкий – уникальный феномен в русской поэзии, принадлежащий разным традициям.
Например, его считали и до сих пор считают советским поэтом, связанным с официальной идеологией наравне с Твардовским и Исаковским. Его стихи читались в дни ленинских торжеств («Ходоки»), в школах «Слово о полку Игореве» изучалось, в том числе, и по переводу Заболоцкого,, позволившему ему вернуться в поэзию.
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
(Признание, 1957)
Есть читатели, которые больше всего ценят в Николае Заболоцком его напряженную философскую лирику тридцатых-пятидесятых, которая ставит его в один ряд с великими поэтами золотого века. Наконец, есть те, кто ставит его рядом с именами русского авангарда:
Набоков восхищался тем, что Заболоцкий смог в тоталитарном государстве найти своё неповторимое лицо и встать рядом с Зощенко, Олешей, Ильфом и Петровым. И еще более определенно высказался о Николае Заболоцком
Но, несмотря на это, поэт продолжает оставаться в тени
Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нем и глухо шелестят.Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь —
И запоет он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.
(Одинокий дуб, 1957)
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Кьеркегор-4 Акт II. Регина Ольсен
- Саранский отшельник
- Фридрих Ницше. Жизнь и труды
- Симона Вейль: Церковь Голгофы. Окончание
- Кьеркегор-2. Акт I. Отец и сын
- Учитель и ученица
- Рене Генон. Рыцарь Традиции
- Правила жизни философа
- Симона Вейль. Путь Креста
- Рене Генон: Восток и Запад
Это так — скромен и не эпотажен. Он этого боялся и не потому что пришлось хлебнуть лиха из-за первых своих стихов, заклеймённых антисоветчиной, но потому что искренне в этом был уверен.
Поэты, они эпотажны как правило, бессознательно и страстно. Заболоцкий скромен и этим глубок и поэзия его потому бездонна, а когда читаешь, кажется — вот оно, дно… ан нет, и нет его.
Сегодня вообще мало читают, времена не те. Читают больше СМС-ки, да всякую ерунду, на которую мозги не надо напрягать. А Николай Заболцкий требует усилий мысли. Поэтому и не читают, как и многих других замечательных поэтов.
Огромное спасибо! Очень его люблю, так жаль. что недооцененный поэт и так мало его сейчас читают(((
Светлана! Большое спасибо, что оставили комментарий прямо в блоге. Обычно мы с Вами переписываемся по почте. Конечно, Вам сейчас очень трудно. Я понимаю. Не до поэзии. Я желаю Вам и Вашему мужу только здоровья и еще раз здоровья. Берегите себя и живите долго-долго. Музыка Вам поможет.
Вопрос: «А кто такой «Харитоныч»? Этот мой пост свежий, а уже — перепост. Это радует. И спасибо Вам за ссылку на него для Ваших друзей. Заболоцкий очень тронул мою русскую душу. И я полностью присоединяюсь к словам Бродского: он каждого из нас очаровывает по-своему.
Тиночка, читала у Харитоныча этот перепост. Очень понравился и поставила ссылку для своих друзей. Заболоцкого читала и любила, но сейчас как-то не до стихов. Ещё на музыку сил хватает и на ответы друзьям самым близким. и всё… О поэзии читала всегда, а иногда и спорила со Стасиком Рассадиным, которого мне до сих пор очень не хватает…
Спасибо, Лилия! Я рада, что Вы не забываете заходить на мой блог. М.б., что-нибудь Вам пригодится и для Вашей странички на ЖЖ. Буду рада!
Александр Васильевич! Вы тоже неповторимы! Большое спасибо за такую благодарность, но, право же, я вряд ли заслуживаю такой похвалы. Хотя не скрою — приятно получать такие маленькие подарки.
Неповторим! Это верно.
Тина, спасибо! Очень нравится! Неповторим!
Я знаю как благодарить!
Когда тепло идёт от сердца,
Когда как ручки у младенца,
Не знающие зла,
И очень крепко палец ваш держащий,
И взгляд наполнен естеством.
Я знаю как благодарить,
Но благодарность реже утра,
А Тина словно перламутром,
Мне красит утро в год весны,
И я целую руки Тины,
Возможно что и влюблены.
Спасибо, Тиночка! Прекрасный пост!!!