Советский плакат вырос из фотомонтажа, в котором прослеживаются две линии: одна, рекламно-формалистическая, выросшая из
Пионером советского плаката, основанного на фотомонтаже, стал Густав Клуцис, художник и единственный коммунист среди латышских стрелков, составлявших охрану Кремля. Сегодня эта страница латышской истории - предмет дискуссии на родине художника, но тогда у Густава Клуциса не было никаких сомнений, на чьей он стороне.
Он был насквозь советским и интернационалистом, для которого его национальность не значила ровным счетом ничего, как и место, где он родился, хотя Клуцис и ощущал себя представителем Латвии, но только и исключительно в рамках СССР. У него была советская идентичность, находившаяся вне конкретной территории и вне национальности. Поэтому не случайно его называли «неправильным латышом».
Так власть, которую он возвышал, за которую боролся, агитировал и пропагандировал, его же и расстреляла, несмотря на то, что в двадцатые годы Клуцис был в революционной России плакатистом номер один. Почему же власть все-таки не признала его искусство своим?
Ведь изобретенный
В Советской России на основе идеи преобразования всей жизни возникло «производственное движение», в котором самое активное участие приняли
Многие из них были учениками
В контексте преобразования жизни и социального проектирования будущего приобрели важное значение пропаганда, агитация, агитплакат, газета, кино и другие информационные источники и масс-медиа, а
Так появился фотомонтаж, в котором
Рабочие, сидящие на стенах нового динамического города, строят будущее, то, чему только предстоит обрести реальность и оформиться. Этот город мне лично напоминает Международную Космическую Станцию. Всё находится в движении, всё не завершено, всё – в становлении и развитии. Это и есть образ нового мира и нового искусства, по мысли Клуциса. Его смысл открыт для завершения и продолжения, структура не завершена, проект будущего - тоже в процессе становления.
Другой известной работой Клуцаса, выполненной в той же манере, является Аксонометрическая живопись (1920). Она вся построена на противоречии и столкновении разных позиций. С одной стороны - изображение парит в белом супрематическом пространстве, с другой - геометрические формы имеют проекции и фактуру.
Фотомонтаж Клуциса представляет собой такую же динамическую модель, где на одну и ту же реальность существует несколько точек зрения, а фотография представляет объект с разных ракурсов и разных позиций. Кроме того, фотохудожник изображает предмет документально, более жизненно и более понятно массам.
Постепенно фотомонтаж превратился в искусство, подобное промышленной индустрии, включавший в себя, помимо
«Выполним план великих работ» (1930), «СССР — ударная бригада пролетариата всего мира» (1931).
Совмещение несовместимого, амбивалентность интерпретаций изображения, как положительного, так и отрицательного, отличительные особенности стиля фотомонтажа Клуциса.
Это же было причиной того, почему к началу тридцатых годов фотохудожник вынужден был постепенно отходить от этого стиля, приводя его в соответствие с утвердившейся в искусстве официальной идеологией соцреализма. Соцреализм не допускал никакую неоднозначность интерпретаций.
Белое с черным не мешалось, а разводилось по разные стороны баррикад: белое – своим, черное – чужим. В двадцатые годы фотомонтаж получил широкое применение в стенгазетах, книжных обложках, в оформлении красных уголков, клубов, массовых зрелищ, агитплакатов и книг.
Соцреализм и сталинская культура наоборот - считали себя продолжателями исключительно классиков и если авангард боролся с традициями, то соцреализм их нейтрализовывал. Поэтому, несмотря на то, что формально Клуцис работал на созидание и пропаганду нового общества, фактически он так и оставался художником-модернистом, утверждающим право на эксперимент и свободу. И не только от любых канонов и норм, но и от власти.
Именно это и было неприемлемо для сталинской культуры, которая безошибочно диагностировала для себя опасность такого искусства и поспешила его устранить. В праве на эксперимент ему было отказано. Под этот каток попал весь
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Филипп Халсман: охотник за откровениями
- Ман Рэй. Эпоха света
- Ночной Париж Брассаи
- Скандальный Дэвид Гамильтон
- Ирвин Пенн – живописец моды
- Александр Родченко. Магия перспективы
- Йозеф Судек: И музыка играет...
- Книга. Превращение
- Анри Картье-Брессон - Глаза XX века
- Игорь Стравинский. Русский период
Это верно. Тогда особо не разбирались — без суда и следствия — расстрел.
Попал под расдачу как латышский стрелок.
Может быть и так, но думаю, что здесь имело место простое предательство.
популизировал идеи …братства вольных каменщиков…….поплатился
Это русский авангард.
это конструктивизм
Жаль, что художника и его работы знают немногие.
Мастер! Такое великолепное чувство ритма и композиции… не всякому художнику дано.