(Начало
Картины раннего М.Шагала сумрачны и темны. Париж подарил Марку свет и цвет, сделав картины праздничными и яркими, похожими на ярморочно-балаганный русский лубок с веселой и чуть лукавой усмешкой. Он не отказался от своего образно-поэтического стиля, не ушёл в абстракцию и беспредметность, как многие его современники, а, восприняв идеи импрессионистов, кубистов, фовистов и сюрреалистов, сделал упор на повествовательно-символической стороне.
Картины художника – это сказки, чуть ироничные, чуть игриво-капризные, в которых реальность сочетается со сновидениями и чудом, становясь декоративно-пасторальным раем. Вот, например, одна из лучших и типичных работ того периода – «Я и деревня». В ее основе - абстракция, но она нужна художнику не для анализа, а для украшения.
Это - автопортрет самого М.Шагала, увидевшего деревню как рай, в который превратился его любимый Витебск, изображенный на горизонте. Две головы объединены нитью взгляда, единым кругом деревенской жизни и крестным знамением: у обоих на шее – крестик. Но они же и противостоят друг другу, что подчеркнуто не только разведением их по разные стороны картины, но и противопоставлением зеленого и красного цветов.
Эта двойственность мира еще не раз возникнет в его картинах в виде двуликого Януса, двуликих образов и станет одной из главных характеристик творчества художника. Двойственность, появившаяся у Шагала в парижский период, заключается и в том, что в основе его картин всегда лежит реальность, на которую он, как на стержень, нанизывает множество впечатлений и ассоциаций.
«Я и деревня» разделена на отдельные сектора, что воспринято Шагалом от кубизма. Кубизму с его рациональностью эстетически художник был чужд, но его композиционные идеи помогли достичь перелома в художественной стилистике. Несоответствие размеров и перспективы – отголоски фовизма, а цветовая подчеркнутость – воплощение импрессионизма и постимпрессионизма.
С парижского периода для художника становится характерным колористическое преувеличение и использование цвета в качестве символа, как это принято в русской иконографии, где
Синий – цвет Богородицы, цвет мечты и царства Небесного. В нём написаны почти все картины, где присутствует любовь: «Голубые любовники», «Влюбленные у моста», «Сон», «Новобрачные на фоне Эйфелевой башни», «Свадебные свечи», «Окно в сад», «Художник на Луне», «Синий дом» и другие.
Белый – цвет Божественной чистоты и святости, цвет преображения («Белла в белом воротничке», «Белое крещение», «Невеста и Эйфелева башня», «Ворота еврейского кладбища» и другие). Коричневый – цвет земли («Каин и Авель», «Куда угодно, только прочь из этого мира» и т.д.), черный – цвет зла и одновременно – тайны («Война» и «Еврей за молитвой»), хотя в иконографии, как и у М.Шагала, черный цвет используется крайне редко.
Но правды ради всё-таки следует сказать, что уже в петербургские годы М.Шагал из провинциального художника и дилетанта, превратился в своеобразного мастера, чей талант требовал колористической шлифовки, но не изменения сути творчества. Парижские четыре года сделали из художника того Шагала, которого сегодня знает весь мир, но в своей сути и темах Шагал остался верен себе.
От запада он взял то, что ему не хватало, что было необходимо - цвет. Особенно большое значение для окончательного становления художника сыграли парижские музеи и галереи, расширившие возможности молодого Шагала и совершившие революцию взгляда.
Основным жизненным материалом для художника в
Крестьянка, идущая к корове, летит к ней по воздуху, корова стоит на крыше, у телёнка – человеческое лицо, а голова крестьянки отделена от туловища. Художник впервые и сам в этой картине прорывается в космическое пространство, отрываясь от земли и оказываясь в пространстве Вселенной.
Вернувшись в Россию в 1914 году, художник ощущает себя после бурного парижского периода блудным сыном, вернувшимся к своим истокам. Витебск с его патриархальным укладом и размереностью кажется М.Шагалу почти землёй обетованной, где царят мир и покой.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Лондонская школа живописи. Фрейд
- Леон Кософф. Окончание
- Ауэрбах. Лондонская школа живописи
- Леон Кософф. Лондонская школа живописи
- Макс Эрнст. Окончание
- Хаим Сутин-4. Окончание
- Тамара де Лемпицка: баронесса с кистью
- Симон Ушаков. Трагедия таланта. Часть 2
- Павел Филонов: художник трагедии
- Уильям Блейк: "жалкий безумец"
Интересно, что говорят о нём современные художники?
Шагал действительно загадочный художник, но он становится боле понятен, когда кое что знаешь о нём и его творчестве. Мне он стал понятнее и ближе.
Шагал для меня — вечная загадка и непременное притяжение этой загадки, интерпретирующей счастье полета…
Благодарю!
Спасибо!
Тина, с Добрым Утром! Делюсь с друзьями!